17 марта 2015

Активный треугольник: медицинская сестра – этика – пациент

Принят Этический кодекс

Сегодня медицинская сестра не только исполнитель, она самостоятельный сотрудник, принимающий решения в сфере управления и организации отделения. Личность медицинской сестры, метод ее работы, умение общаться с пациентом и родственниками, владение техникой психологической работы с пациентами – все это само по себе может служить лекарством и оказывать исцеляющее действие.

Повышение качества сестринской помощи возможно при эффективном взаимодействии медицинской сестры, профессионально компетентной, и пациента (его родственников) в позитивных социально-психологических, материально-технических и организационно-экономических условиях, при наличии стойкой положительной мотивации пациента (родственников) на выздоровление, сохранение здоровья.

В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Положения данного документа регулируют этические аспекты в профессиональной деятельности медицинской сестры, которые целиком и полностью должны соблюдаться медсестрами при исполнении своих трудовых обязанностей.

«Сестра должна иметь тройную квалификацию:
сердечную – для понимания больных,
научную – для понимания болезней,
техническую – для ухода за больными».
                                             Флоренс Найтингейл

Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека, обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом.

Важнейшими качествам медицинской сестры считаются: уважительное отношение, стремление помогать, внимание, терпимость, доброта, вежливость, душевность. Немаловажную роль играют внешний вид, выражение лица, речь медицинской сестры. Все в медсестре должно располагать к себе пациента, и только тогда между ними возникает доверительный диалог.

Для пациента важно не только лечение

Медицинская сестра большую часть профессиональной деятельности находится с пациентом, при этом ей приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Для пациента важно не только лечение, но и как его встретили медицинские работники, поскольку первый контакт пациента с медицинскими работниками имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений. Именно поэтому необходимо отметить особое значение этики и деонтологии в профессиональной деятельности медицинской сестры.

С целью оценки качества сестринской помощи нами было проведено исследование-анкетирование пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях г. Архангельска.

Анкета состоит из 15 вопросов и включает данные о пациенте (пол, возраст, социальное положение), мнение пациента о работе медицинских сестер в данном отделении. В исследовании приняли участие 183 пациента.

Большинство пациентов – это люди старше 50 лет (75%). Среди опрошенных 57% – женщины, 43% – мужчины.

Пациентам было предложено указать, какие профессиональные качества присущи медицинским сестрам, все опрошенные в первую очередь выделили профессионализм, 14% отметили доброжелательность, 6% – сострадание и 1% – заинтересованность. Сестринский персонал достаточно уделяет внимания и времени пациентам, находящимся на стационарном лечении, и это отметили 87% опрашиваемых, при этом 9% ответили, что недостаточно; с тем, что сестры внимательно относятся к проблемам пациента, согласились 90% респондентов.

Большинству опрошенных (80%) и их родственникам была полностью предоставлена информация о правилах приема назначенных лекарственных препаратов, 11% – частично, 9% не получили необходимую информацию. На вопрос о том, был ли разъяснен медицинской сестрой характер, содержание проводимого исследования при подготовке к диагностическим и лабораторным исследованиям, большинство опрашиваемых ответили положительно (72%), 15% частично получили информацию и 13% ответили отрицательно.

Медицинская сестра, несомненно, должна владеть техникой психологической помощи, поскольку пациент в первую очередь обращается к медицинской сестре и на вопрос о том, была ли оказана медсестрой психологическая помощь, ответы распределились следующим образом: 51% ответили «да, в полном объеме», 21% – «нет», 14% – «не в полном объеме», 14% затруднились ответить.

Внешний вид имеет значение

Сестринский персонал стационара большую часть профессиональной деятельности находится с больным, поэтому огромное значение имеет организация сестринского ухода за пациентом, так, 82% довольны организацией сестринского ухода в стационаре, 16% – частично и 2% – нет.
Речь медицинской сестры должна соответствовать нормам русского литературного языка, немаловажное значение имеет, как обращается медицинская сестра к пациенту. Большая часть опрашиваемых (70%) указали, что медсестра обращается к ним на вы, 16% – по имени отчеству, 11% – по фамилии, 3% – на ты.

Пациенты оценили внешний вид медицинских сестер. По полученным данным, большинство (86%) дали хорошую оценку внешнему виду медицинской сестры, 12% – удовлетворительную оценку и 2% оценили неудовлетворительно.

Был задан вопрос, были ли конфликтные ситуации с медицинской сестрой. К сожалению, семи (4%) респондентам пришлось конфликтовать с сестринским персоналом во время пребывания в стационаре. Несмотря на то что в анкете было предложено указать причину конфликта, лишь один человек это сделал, указав, что ему в грубой форме было отказано в ингаляторе.

На современном этапе развития сестринского дела медицинская сестра является не только техническим исполнителем назначений врача, но и в определенном смысле психологом, педагогом, поскольку именно медицинские сестры проводят больше времени с пациентами.

Любое заболевание для человека – стресс, особенно если нужно находиться в стационарных условиях. Даже безупречное выполнение манипуляций оставит негативное впечатление, если будет сопровождаться некорректным поведением медицинских сестер. Поэтому учебным заведениям, руководству медицинских организаций необходимо больше уделять времени обучению сестринского персонала психологии, этике и деонтологии.

Подготовила Надежда Пышнограева,
председатель правления Архангельской региональной общественной организации
«Союз медицинских профессионалов»,
директор ГБУЗ Архангельской области
«Архангельский центр
медицинской профилактики»
При подготовке использованы следующие
источники: «Фундаментальные исследования»,
№ 4; «Главная медицинская сестра», 2012, № 4;
«В помощь практикующей медицинской сестре»,
2008, № 1 (15); Этический кодекс медицинской
сестры России, 1997 г.

Повышение качества сестринской помощи возможно при эффективном взаимодействии медицинской сестры, профессионально компетентной, и пациента (его родственников) в позитивных социально-психологических, материально-технических и организационно-экономических условиях, при наличии стойкой положительной мотивации пациента (родственников) на выздоровление, сохранение здоровья.

В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Положения данного документа регулируют этические аспекты в профессиональной деятельности медицинской сестры, которые целиком и полностью должны соблюдаться медсестрами при исполнении своих трудовых обязанностей.

«Сестра должна иметь тройную квалификацию:
сердечную – для понимания больных,
научную – для понимания болезней,
техническую – для ухода за больными».
                                             Флоренс Найтингейл

Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека, обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом.

Важнейшими качествам медицинской сестры считаются: уважительное отношение, стремление помогать, внимание, терпимость, доброта, вежливость, душевность. Немаловажную роль играют внешний вид, выражение лица, речь медицинской сестры. Все в медсестре должно располагать к себе пациента, и только тогда между ними возникает доверительный диалог.

Для пациента важно не только лечение

Медицинская сестра большую часть профессиональной деятельности находится с пациентом, при этом ей приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Для пациента важно не только лечение, но и как его встретили медицинские работники, поскольку первый контакт пациента с медицинскими работниками имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений. Именно поэтому необходимо отметить особое значение этики и деонтологии в профессиональной деятельности медицинской сестры.

С целью оценки качества сестринской помощи нами было проведено исследование-анкетирование пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях г. Архангельска.

Анкета состоит из 15 вопросов и включает данные о пациенте (пол, возраст, социальное положение), мнение пациента о работе медицинских сестер в данном отделении. В исследовании приняли участие 183 пациента.

Большинство пациентов – это люди старше 50 лет (75%). Среди опрошенных 57% – женщины, 43% – мужчины.

Пациентам было предложено указать, какие профессиональные качества присущи медицинским сестрам, все опрошенные в первую очередь выделили профессионализм, 14% отметили доброжелательность, 6% – сострадание и 1% – заинтересованность. Сестринский персонал достаточно уделяет внимания и времени пациентам, находящимся на стационарном лечении, и это отметили 87% опрашиваемых, при этом 9% ответили, что недостаточно; с тем, что сестры внимательно относятся к проблемам пациента, согласились 90% респондентов.

Большинству опрошенных (80%) и их родственникам была полностью предоставлена информация о правилах приема назначенных лекарственных препаратов, 11% – частично, 9% не получили необходимую информацию. На вопрос о том, был ли разъяснен медицинской сестрой характер, содержание проводимого исследования при подготовке к диагностическим и лабораторным исследованиям, большинство опрашиваемых ответили положительно (72%), 15% частично получили информацию и 13% ответили отрицательно.

Медицинская сестра, несомненно, должна владеть техникой психологической помощи, поскольку пациент в первую очередь обращается к медицинской сестре и на вопрос о том, была ли оказана медсестрой психологическая помощь, ответы распределились следующим образом: 51% ответили «да, в полном объеме», 21% – «нет», 14% – «не в полном объеме», 14% затруднились ответить.

Внешний вид имеет значение

Сестринский персонал стационара большую часть профессиональной деятельности находится с больным, поэтому огромное значение имеет организация сестринского ухода за пациентом, так, 82% довольны организацией сестринского ухода в стационаре, 16% – частично и 2% – нет.
Речь медицинской сестры должна соответствовать нормам русского литературного языка, немаловажное значение имеет, как обращается медицинская сестра к пациенту. Большая часть опрашиваемых (70%) указали, что медсестра обращается к ним на вы, 16% – по имени отчеству, 11% – по фамилии, 3% – на ты.

Пациенты оценили внешний вид медицинских сестер. По полученным данным, большинство (86%) дали хорошую оценку внешнему виду медицинской сестры, 12% – удовлетворительную оценку и 2% оценили неудовлетворительно.

Был задан вопрос, были ли конфликтные ситуации с медицинской сестрой. К сожалению, семи (4%) респондентам пришлось конфликтовать с сестринским персоналом во время пребывания в стационаре. Несмотря на то что в анкете было предложено указать причину конфликта, лишь один человек это сделал, указав, что ему в грубой форме было отказано в ингаляторе.

На современном этапе развития сестринского дела медицинская сестра является не только техническим исполнителем назначений врача, но и в определенном смысле психологом, педагогом, поскольку именно медицинские сестры проводят больше времени с пациентами.

Любое заболевание для человека – стресс, особенно если нужно находиться в стационарных условиях. Даже безупречное выполнение манипуляций оставит негативное впечатление, если будет сопровождаться некорректным поведением медицинских сестер. Поэтому учебным заведениям, руководству медицинских организаций необходимо больше уделять времени обучению сестринского персонала психологии, этике и деонтологии.

Подготовила Надежда Пышнограева,
председатель правления Архангельской региональной общественной организации
«Союз медицинских профессионалов»,
директор ГБУЗ Архангельской области
«Архангельский центр
медицинской профилактики»
При подготовке использованы следующие
источники: «Фундаментальные исследования»,
№ 4; «Главная медицинская сестра», 2012, № 4;
«В помощь практикующей медицинской сестре»,
2008, № 1 (15); Этический кодекс медицинской
сестры России, 1997 г.

Поделиться
7735