8 февраля 2020

Абрамова – на сцену: какие премьеры готовят к юбилею писателя

Грядущее столетие писателя Федора Абрамова сподвигло-таки наши  театры обратиться к его творчеству.

Абрамова – на сцену: какие премьеры готовят к юбилею писателя

Театр драмы посвятил Абрамову  в прошлом году  режиссерскую лабораторию «Рыбный обоз», где четыре молодых режиссера представили довольно интересные работы, отражающие свежий взгляд на произведения писателя. По его итогам для постановки был выбран эскиз Марии Критской «Сарафан». Он, правда, был решен в таком иронично-буффонадном ключе, несколько гротескно. Зрелищный, динамичный спектакль опасно балансировал, рискуя свалиться в балаган, где в жизнь играют, но не проживают ее. Но будем надеяться, премьера не разочарует.

Кроме знаменитого рассказа «В Питер за сарафаном» инсценированы  «О чём плачут лошади» и «Старухи», а также некоторые новеллы из  «Были-небыли» и «Трава-мурава».

—  Люблю из разных кусочков собирать мозаику. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил, — рассказала о  замысле спектакля Мария Критская. —  И снова видит всё, что было ему близко…  Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново. В попытке уловить суть непростого жанра, мы дали спектаклю подзаголовок: «Были. Небыли. Отголоски».

Мы хотим создать этакую симфонию голосов в поиске слушателя. Но насыщенную действием, конечно же. В каком-то смысле это звуковой спектакль, в котором поднимается много разных тем. Вообще творчество Абрамова — в гармонии с автором — задевает и очень острые вопросы. Обойти ни один из них нельзя. Поэтому хотелось бы, чтобы всё прозвучало объёмно. Разумеется, визуально и действенно спектакль тоже будет богат.

Режиссер надеется, что в результате получится разговор Абрамова со зрителем.  К работе над музыкальным решением спектакля приглашена  знаток северной традиции, руководитель фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета  Екатерина Головкина. Все актёры сейчас практикуются на сложнейших примерах пинежской песни.

— Я езжу на Пинежье, начиная с 1987-го,  каждый год. Этот край стал частью моей жизни. Для спектакля взяла песни сложные, впрочем, пинежские простыми и не бывают, близкие по смыслу к спектаклю. Например, «Хожу я по травке»… 17 февраля приеду еще раз в Архангельск, предстоит плотный график работы с актерами…

Премьера состоится на камерной сцене 28 февраля. Все билеты проданы.

Душевно о простых людях

19 марта в Северодвинском драматическом театре покажут «Были-небыли»  по рассказам Федора Абрамова. Автор инсценировки и режиссер Владимир Карпов, художник Артур Климец. В спектакле занята вся труппа. А в Котласском театре началась работа над постановкой «Мамонихи».

— О чем будет спектакль? – размышляет директор театра Мирослав Вельган. — О любви к своей малой родине, о том, что с гибелью деревни теряется память предков, преемственность поколений, а у человека пропадает то заветное место, где бы он мог подзарядиться и духовно, и нравственно. А, может быть, это вечный конфликт между деревней и городом? С каждым годом таких душевных спектаклей о простых людях с их простым счастьем становится все меньше. Думаю, что тем зрителям, которые привыкли искать в программках ответ на вопрос «а о чем-спектакль-то?», придется самим себе дать ответ…

Моложенный театр покажет после пятилетнего перерыва «Деревянных коней» 3 марта в АГКЦ. Поставлен спектакль десять лет назад Виктором Пановым, который уверен — «слово Абрамова ляжет не в пустоту» (художник Ирина Бируля).  

Виктор Петрович не любит, как он выражается, «музея», но  тут не мог не обойтись без этнографии.  Берестяной пестерь, ушаты, короба, корзины, керосиновые лампы, огромное лоскутное покрывало, в узорах которого читаются земля с цветами,  небо с птицами,  рыбы, кони (в пронзительном по накалу финале спектакля на него проецируются фотографические лица  крестьян). Обрамляет сцену четверка деревянных охлупней – вырезанные коньки, издавна забравшиеся на деревенские избы, тянущие воз человеческих судеб, устремляющие  людские  души к духовным вершинам. Во всем этом – поэзия и быт северной глубинки, сплав,  рождающий русский характер. 

Но главным изобразительным средством является все-таки то самое живое  слово,  окультуренная Абрамовым самобытная говоря…  Перед зрителем проходят  «простые истории» трех женщин-пинежанок – эпохи жизни, оскудения и вымирания деревни. Вот тихая, светлая Мелентьевна в строгом исполнении, без прикрас, Татьяны Потоцкой.  Она из той крепкой крестьянской породы, что привыкла дни свои проводить в труде, в вечном движении, в ладу с природой и собственной совестью. Все, что такие люди создают, и  есть добро –  в прямом и переносном смысле.  О ее  судьбе рассказывает, удивляясь, невестка (Наталья Малевинская), для которой вот эта непокоренная твердость, умноженная на огромную доброту свекрови, уже невозможны.

Хотя закваска прежняя в среднем поколении пинежанок еще  осталась. Широкими, вольными мазками ярких красок рисует свою героиню Пелагею Яна Панова.  Властная, умная, решительная, но перенесенный голод и боязнь нужды убивают в ней добрые чувства, делают порой злой, завистливой, жестокой. Оправдывает Пелагею  непосильный труд на пекарне,  ее  вкуснейший хлеб, и это – «не хлеб пеку – жизнь людям выпекаю».  Роль очень сложная, построенная практически на монологе, требующая особой исповедальности.

Переливают женщины воду в ушатах – течет время… Как там, у Абрамова – поля лысеют и души у людей пустеют. Алька (Анастасия Полежаева) – это третье поколение пинежанок, выросшее в советские годы.   Оно уже не будет, как их матери гробить жизнь на тряпки, их, оторванных от деревенских корней, несет в город.  Алька как бы тоже удивится судьбе уже почившей матери, но не захочет исполнять, «что на роду написано», все равно потянется искать лучшей доли. В спектакле с жаром, эмоционально работает вся труппа. 12 марта актеры покажут его в Питере в Балтийском доме и 6 мая в Москве в Московском Губернском театре Сергея Безрукова.

Людмила Ашиток

Поделиться
54249