А лодка плывет…

После того как Андрей Кончаловский получил приз за лучшую режиссуру – «Серебряного льва» 71-го Венецианского кинофестиваля, герой его фильма из Кенозерья «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» проснулся знаменитым.

Однако приятно

До этого мы знали только одного деревенского почтальона – карикатурного чудака Печкина, но Тряпицын совсем другой. Не мультяшный, настоящий… Каждый день он отправляется в свое путешествие из отделения связи в Вершинино по кенозерской округе в 50 километров. Летом – на лодке по озеру, зимой – на снегоходе. Деревень – полтора десятка, но жителей в них мало…

– Частные письма – редкость, больше – официальные с разными счетами и уведомлениями, а вот газеты еще выписывают, – поделился Алексей Васильевич, – пенсии, переводы. Люди просят привезти лампочки, хлеб, сигареты, водку.

На наш вопрос о съемках и общении со знаменитым режиссером кенозерский почтальон ответил скромно:

– Особых проблем я ему не создал. Вначале побаивался, конечно, но потом привык к камере. Снимали просто – жизнь как она есть. Некоторые сцены мы придумывали, где-то требовалось помолчать, голову повернуть… Сам Андрей Сергеевич оказался простым в общении, не возвышалсебя, все терпеливо объяснял. Мы часто обедали вместе, вели приятные беседы. С его командой я готов хоть завтра снова сниматься.

Нецензурная лексика? Фильма-то я еще не видел, но прикинул, что матюгнулся раза два от силы, старался себя сдерживать, наверное, наш деревенский бомонд отличился…

На премьеру Тряпицына не пригласили, да он не очень в эту Венецию и рвался, честно говоря… На гондольеров посмотреть, так у него своя лодка есть – не хуже. И потом, если все актеры, которые снимались в разных лентах, на фестиваль приедут, это ж какое столпотворение там будет?

Толкаться он не хочет, к простору привык, чтоб без суеты. А на успех фильма и не рассчитывал.

– Однако, приятно, что такой прием нашей картине устроили – стоя несколько минут аплодировали. Теперь буду ждать, когда Кончаловский ее привезет, охота посмотреть. Интересно, как нас увидел и что хотел сказать режиссер.

«Я их очень люблю»

Тем не менее, Кончаловский всерьез опасается, что «Белые ночи…» могут не понравится его героям.
– Главное, что я их очень люблю, – признался режиссер. – Кто-то может быть и недоволен, особенно наш Колобок может сказать: «Ну что ты меня пьяным показываешь. Не мог подождать, пока я протрезвею!». Правда, пришлось бы тогда долго ждать. Вот почтальон Леха изумительный, мудрый человек.

Это все довольно сложно: нужно быть им и другом, и психотерапевтом, и режиссером, и провокатором. Хотя спровоцировать жизнь сложно. Именно эти люди – соль земли. Русского человека не так легко понять. Запад вообще не понимает, что такое Россия, что если отключить электричество, воду, в России ничего не изменится. У русского человека фантастическая выносливость, это хребет его – выносливость и доброта».

Кстати, картина отмечена «за легкое дыхание, виртуозность режиссуры, умение передать на экране настоящую, неподдельную жизнь и показать ту Россию, которую никогда не видели ни в Европе, ни даже в Москве». Но надо заметить, Кончаловский очень долго искал натуру для задуманного фильма о гибнущей русской деревне, бывших крестьянах, безысходности их жизни. А во время съемок, общения с кенозерами его взгляд несколько изменился.

Об этом рассказал на брифинге Игорь Орлов, который побывал на премьере в Венеции. Региональная власть оказывала съемочной группе консультационную и организационную поддержку, поэтому с режиссером у губернатора сложились теплые и доверительные отношения. Что не мешало им спорить.

– Как-то Кончаловский позвонил мне и сказал: «Ты прав. Это замечательные, сказочные люди, только живут, конечно, в другом веке. И снимать надо о том, что Россия с одной стороны – противоречивая страна, а с другой – страна с большим будущим». Это главное настроение фильма. Поэтому эта картина не о деревне, даже не о Кенозерье, которое лишь среда обитания героев ленты, – о России.

Жаль, если запикают

Получился фильм-эпос, фильм-исследование. Игорь Анатольевич пока единст-венный человек в Архангельской области, посмотревший «Белые ночи…». Он тоже не уверен, что лента кого-то не разочарует, ведь каждый в ней увидит свое – беспробудно пьющего Колобка, трогательного муравья на колоске, матерящихся мужиков, гармонию человека и природы…

– У меня много впечатлений. Вроде бы и сюжета нет, а увлекает, – размышляет губернатор, -подкупает подлинность, простая жизнь, в которой даже пресловутый мат звучит органично, прибавляя эмоциональности фильму. Да и тот же Колобок – как философствует, со слезой! Жаль, если это запикают. Музыка удивительная!

Что касается Кенозерья, которым все восхищаются… Да там совсем чуть-чуть его показали! Туда надо ездить часто, особенно чтобы вернуть себя в нормальное душевное состояние. Это удивительное место лишь приоткрыли в фильме для зрителей. И тоже не знаю, хорошо это или плохо? Вдруг хлынут кучи туристов, затопчут. Ведь это очень тонкая грань – сохранить уклад деревни и обеспечить там комфортные условия. Я уверен, что туда должны прийти современные технологии, но не другой образ жизни. Иначе, мы ее совсем потеряем.

В финале Алексей Тряпицын с соседом сидят у озера и размышляют, что деревня – как единая семья. А в небо взлетает ракета. Это одно из прочтений нашей страны – от деревенской жизни до космических высот. Это то, что мы должны хранить

arh362 d3f5c

Ждем премьеру!

Впрочем, директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская не совсем согласна с губернатором. Она считает Кенозерье не менее важным для осмысления фильма. Ведь именно эта гармоничная среда с озерами, святыми рощами, родниками, часовнями сформировала живущих здесь людей. Она и против мнения некоторых московских критиков, удивляющихся огромной неосвоенной территории, его жителям, которые якобы «ничего не делают».

– Предлагаете фабрику возвести? И люди у нас – работящие. А главное – деревня живет: возвращаются домой выпускники вузов, строятся, только в Морщихинской в этом году родилось восемь детей. И школы мы все сохранили, та, разрушенная, что показана в фильме, не наша, что лишь подчеркивает – кино это не документальное, а художественное, – отметила Елена Флегонтовна. – А его главная мысль – мы все родом из деревни, все закладывалось именно там, и следование этим нехитрым традициями и помогает нам оставаться людьми. Очень рада, что такой фильм появился у нас в противовес глянцу, гламуру и криминалу, заполонившему экраны.

Недаром «Почтальон Тряпицын» получил награду «Green Drop Award». Зеленых привлекла в российской картине «редкая в наше индустриальное время гармония между природой и человеком». Наверняка, это не последняя награда маленькой, скромной по денежным меркам, картины российского режиссера, способного красиво, образно, а главное откровенно рассказать о жизни простого русского человека. Лодка кенозерского почтальона снова отправляется в плавание…

А премьеру обещают совсем скоро – в Мирном и Архангельске. Ждем!


Кстати

Съемки фильма проходили в августе 2013 года в почтовом отделении деревни Вершинино Плесецкого района, в городе Мирном, на космодроме Плесецк, а также на рабочем маршруте следования почтальона по живописным местам Кенозерского национального парка.

 

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 11 сентября 2014 г.