А что нам надо, да просто свет в оконце…

В будущее с перспективами

– Мезенский филиал, кроме прямой задачи – производства электрической и тепловой энергии, занимается водоснабжением населения, реализует ГСМ, оказывает транспортные услуги. Компания работает в 18 населенных пунктах района. Мы вырабатываем порядка 11 миллионов киловатт электроэнергии, 22–23 тысячи гигакалорий тепла и поднимаем около 100 тысяч кубометров воды, – рассказывает Илья Ярков, директор филиала «Мезенский» ОАО «АрхоблЭнерго».

Мезенский филиал ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» образован в 2004 году. Первоначально в нашем ведении были только дизельные электростанции – это собственность акционерного общества. В 2007-м для решения вопросов теплоснабжения и водоснабжения в Мезенском районе предприятию были переданы котельные и артезианские скважины. Произошло объединение двух компаний: «Каменские тепловые сети» и Мезенского филиала АрхоблЭнерго. В настоящее время ОАО «АрхоблЭнерго» эксплуатирует не только ДЭС, но также котельные и электрические сети.

За 10 лет в Мезенском районе обновили 14 ДЭС, установили 28 дизель-генераторов, поставили 22 новых котла. Только в 2013 году проложили 1300 метров тепловых сетей из полимерных труб – это впервые не только в районе, но и в регионе. Они обладают повышенными техническими характеристиками, а это особенно важно в суровых северных условиях. Гарантия таких труб 40–50 лет.

Люди – главное богатство

Сегодня филиал «Мезенский» ОАО «АрхоблЭнерго» – самое крупное промышленное предприятие в районе: численность работников – 300 человек. Директор своим трудовым коллективом гордится. Многие рабочие и ИТР ранее работали на мезенском лесозаводе: энергетики, бухгалтеры, слесари…

– Александр Васильевич Орлов – один из самых старейших работников, слесарь ДВС, уже на пенсии, но продолжает у нас работать. Прошел трудные 90-е годы, за десятки лет приобрел неоценимый опыт, – с гордостью отмечает достойных Илья Витальевич. – Отдел главного инженера – Владимир Витальевич Михеев, Павел Викторович Сырков, Владимир Геннадьевич Бовыкин, Андрей Геннадьевич Ботев. Все они помогают решать самые сложные задачи по завозке топлива, организации производства, ремонту и строительству. Они везде, где требуются большое внимание, ответственность, знания.

Отлично работает бухгалтерская служба во главе с Екатериной Владимировной Прокопьевой. С момента основания предприятия трудятся Андрей Александрович Падрухин, Елена Дмитриевна Яркова. А Надежда Николаевна Ботева, первый директор филиала, сегодня является заместителем главы администрации Мезенского района.

Или вот специалисты сел Койда, Ручьи, деревень Мегра, Майда на северо-западе района. С ними чаще приходится общаться по телефону, добираться в те места очень сложно. В Сафоново вообще удается встречаться лишь раз в два года. Весной туда по большой воде в течение семи дней доставляют баржами топливо и материалы, пару дней общаются и обратно. Есть деревня Лобан, в которой зимой живут два человека. Один из них ДЭС и обслуживает. Предприятию невыгодно, конечно. Предлагают им место в Каменке, но они не хотят уезжать со своей малой родины.

– Поскольку предприятие самое крупное и стабильное в районе, то и молодежь охотно идет сюда работать. Но в последние годы наблюдается тенденция: наработав опыт, специалисты уезжают в Архангельск, – огорчается Илья Ярков. – Архангелогородцы уезжают в Москву и в Санкт-Петербург, а каменцы – в областной центр. Есть потребность сегодня в специалистах, например, в Майде, Мегре, Ручьях. Там молодежи мало, приходится обучать персонал на местах. Трудно, но справляемся.

Как сейчас говорят, сотрудникам предоставлен полный соцпакет, с нового года увеличили зарплату. Пока она все еще ниже, чем в среднем по отрасли, и сегодня у рабочих составляет около 18–20 тысяч рублей. Но это продиктовано экономическими трудностями, тарифной политикой, считают на предприятии. Да, когда-то из столиц на Север ехали, чтобы заработать, а сегодня, наоборот, едут с Севера, чтобы заработать, в центр России. Один раз в два года оплачивается проезд к месту отдыха. Отпуска здесь увеличенные, и в основном стараемся предоставить в летний период: и нагрузка на производстве ниже, и люди могут отдохнуть на рыбалке, на охоте, насобирать грибов, ягод. Задержек по зарплате нет.
***
На фирменном календаре Мезенского филиала ОАО «АрхоблЭнерго» есть фотографии приборов немецкого производства 1876 года. До сих пор они стоят в цехе на рабочем месте. Хоть и не выполняют свою функцию, но демонтировать, говорит директор, рука не поднимается. Сохранять традиции, беречь что есть – важное качество. На Мезени иначе нельзя!


Справка

Нам бы дорогу Каменка – Кимжа

Экономический кризис заставляет руководителя задумываться, как вести работу, как будет развиваться предприятие, учитывать растущие цены на оборудование, запчасти, транспорт и другие составляющие, которые в конечном итоге влияют на себестоимость услуг. Потребитель тоже понимает, что, скорее всего, увидит в квитках новые тарифы на энергоресурсы и водоснабжение.

– В прошлом году подключили к энергии гордость района – Мезенскую среднюю школу. В этом – в Каменке два жилых дома, построенных по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, и один такой дом в Мезени. Вроде все хорошо, но есть другие трудности, – признается Илья Витальевич, – весьма непросто складывается ситуация с доставкой дизельного топлива и каменного угля.

А сложность в том, что деревни (или объекты, как говорят специалисты) располагаются на большом расстоянии от Каменки, где находится головное предприятие. Баржи и суда «река-море», осуществляющие завоз, за короткую летнюю навигацию развозят по дальним деревням района топливо на зиму. Стоимость этих перевозок в 2014 году составляла 1900 рублей за одну тонну. В этом планируется 2000 рублей, возможно, будет и больше. И если стоимость угля в Архангельске 3400 рублей, то в Мезени – уже 5300 за тонну. И все в конечном итоге отражается на себестоимости.

Наиболее удаленный от Каменки участок – Сафоново, 300 километров. Туда топливо завозится на два сезона и только баржами. В этом году сезон завоза. Объемы большие и, соответственно, большое вложение денег. Зимой, правда, можно возить по мере необходимости автотранспортом. Но возникает другая проблема: на ледовых переправах ограничение 15 тонн. А для большегрузных уралов нужно 20–25 тонн. В этом плане необходимы решения районной и областной власти, Архавтодора.

– Если будет дорога Каменка – Кимжа, отпадет необходимость хранить в Каменке по 3 тысячи тонн дизельного топлива и 7 тысяч тонн угля в запас. А это большие и долгосрочные вложения средств. Задачи у предприятия весьма сложные, условия северные, но, – считает директор, – при тесном сотрудничестве с администрацией района, региональными властями с помощью слаженного, профессионального трудового коллектива всего можно добиться.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 5 февраля 2015 г.