11 марта 2016

А что это вы тут делаете? Кино-то уже давно кончилось!

В день кривого Касьяна в Архангельске торжественно, помпезно, но довольно скучно открыли Год кино. Даже «свадебный генерал» — оскароносный Владимир Меньшов не разбавил то грустное чувство, что, наверняка, испытывают все киноманы. Его можно выразить немного перефразированной репликой из знаменитой ленты: «А что мы тут делаем? Кино ведь давно закончилось».

Во времена оны не требовалось устраивать специальный год, чтобы стимулировать режиссеров снимать фильмы или привлечь народ в кинотеатры. Люди на премьеры шествовали целыми демонстрациями с транспарантами: «Мы идем смотреть «Чапаева». Выстаивали гигантские очереди в городах, а в сельских клубах набивалось столько зрителей, что детишки сидели прямо на полу у экрана. Сразу подхватывали песни, звучащие в фильмах, повторяли фразочки любимых героев (перечислять всех – места не хватит).

А главное – по многу раз ходили на одну и ту же картину. Ладно бы, только мальчишки, которые играли в того же «Чапаева» или «Пиратов XX века», но и чувствительные женщины. А потом вздыхали в письмах на киностудию: «Подскажите, в какой электричке едет Гоша?». Или признавались: «Пять раз ходила в кино, все надеялась, что Нюра — Доронина найдет ключ и выбежит к Олегу Ефремову». А самой популярной телепередачей была «Кинопанорама» с Алексеем Каплером, а потом — Эльдаром Рязановым.

В годы перестройки с «полок» достали запрещенное цензурой кино – «Комиссар», «Проверка на дорогах», «Застава Ильича», «Агония»… Сколько было дискуссий по этому поводу! Конечно, увлекались и видео, устраивали домашние просмотры иностранных «шедевров». Кто восхищался, кто плевался… Об этом, кстати, очень здорово рассказал в «Зависти богов» тот же Владимир Меньшов (премьеру этого фильма архангелогородцам устроили на одном из кинофестивалей, что щедро спонсировал наш тогдашний губернатор Анатолий Ефремов).

Как пишут в плохих романах, «прошло время». И я все силюсь вспомнить, когда же мы массово перестали ходить в «большое кино»? Пожалуй, череда «Дозоров» еще вызвала ажиотаж. А потом… У меня лично из последних впечатлений от «больших сеансов» — «Сибирский цирюльник» (еще в «Мире»!), «Адмирал», «Мы из будущего»… Самое удивительное – и не тянет… Хотя, может, те же «Батальон», «Битва за Севастополь» произвели бы совсем другое впечатление в кинотеатре, чем в Интернете или телевизоре. Увы, при всей показной патриотичности этих лент за их героинь совсем не переживаешь и не плачешь о них, как о девчонках из «А зори здесь тихие».

Однако в зале кинотеатра все-таки есть так востребованная сегодня соборность, когда зритель затихает, забыв про попкорн, в напряженных сценах или взрывается смехом на комедиях. Впрочем, может, сейчас и это ушло?

Потому что современные режиссеры научились применять в отечественном кино спецэффекты, компьютерные технологии, любят натурализм, но за все этим «добром» исчезла искренность, душевность. Да и сценарии схематичные, с вымученными диалогами и натужным юмором, а актеры часто с одной застывшей миной лица, без эмоций. Да и кто у нас сегодня считаются популярными актерами? Сергей Светлаков, Гоша Куценко, Вера Брежнева? Потому-то герои не трогают сердце, их сразу забываешь, а уж еще раз идти на бесконечные «Елки» совсем не хочется. Из песен же, вышедших «из кино» последних лет, назвать, пожалуй, можно лишь «Метель» и «Оттепель». Впрочем, последнее – из телесериала.

Телевизор, спасибо, балует старыми фильмами. Но грешит их обрезанием и частыми повторами. Но даже те из картин, что в пору выхода показывались «вторым экраном», то есть считалось второразрядными, мы с большим удовольствием принимаем. И я лучше еще раз пересмотрю «За витриной универмага» с такими совсем не надоевшими обаятельными артистами, чем пойду на «Самый лучший день» с набившим оскомину Нагиевым.

Во времена оны не требовалось устраивать специальный год, чтобы стимулировать режиссеров снимать фильмы или привлечь народ в кинотеатры. Люди на премьеры шествовали целыми демонстрациями с транспарантами: «Мы идем смотреть «Чапаева». Выстаивали гигантские очереди в городах, а в сельских клубах набивалось столько зрителей, что детишки сидели прямо на полу у экрана. Сразу подхватывали песни, звучащие в фильмах, повторяли фразочки любимых героев (перечислять всех – места не хватит).

А главное – по многу раз ходили на одну и ту же картину. Ладно бы, только мальчишки, которые играли в того же «Чапаева» или «Пиратов XX века», но и чувствительные женщины. А потом вздыхали в письмах на киностудию: «Подскажите, в какой электричке едет Гоша?». Или признавались: «Пять раз ходила в кино, все надеялась, что Нюра — Доронина найдет ключ и выбежит к Олегу Ефремову». А самой популярной телепередачей была «Кинопанорама» с Алексеем Каплером, а потом — Эльдаром Рязановым.

В годы перестройки с «полок» достали запрещенное цензурой кино – «Комиссар», «Проверка на дорогах», «Застава Ильича», «Агония»… Сколько было дискуссий по этому поводу! Конечно, увлекались и видео, устраивали домашние просмотры иностранных «шедевров». Кто восхищался, кто плевался… Об этом, кстати, очень здорово рассказал в «Зависти богов» тот же Владимир Меньшов (премьеру этого фильма архангелогородцам устроили на одном из кинофестивалей, что щедро спонсировал наш тогдашний губернатор Анатолий Ефремов).

Как пишут в плохих романах, «прошло время». И я все силюсь вспомнить, когда же мы массово перестали ходить в «большое кино»? Пожалуй, череда «Дозоров» еще вызвала ажиотаж. А потом… У меня лично из последних впечатлений от «больших сеансов» — «Сибирский цирюльник» (еще в «Мире»!), «Адмирал», «Мы из будущего»… Самое удивительное – и не тянет… Хотя, может, те же «Батальон», «Битва за Севастополь» произвели бы совсем другое впечатление в кинотеатре, чем в Интернете или телевизоре. Увы, при всей показной патриотичности этих лент за их героинь совсем не переживаешь и не плачешь о них, как о девчонках из «А зори здесь тихие».

Однако в зале кинотеатра все-таки есть так востребованная сегодня соборность, когда зритель затихает, забыв про попкорн, в напряженных сценах или взрывается смехом на комедиях. Впрочем, может, сейчас и это ушло?

Потому что современные режиссеры научились применять в отечественном кино спецэффекты, компьютерные технологии, любят натурализм, но за все этим «добром» исчезла искренность, душевность. Да и сценарии схематичные, с вымученными диалогами и натужным юмором, а актеры часто с одной застывшей миной лица, без эмоций. Да и кто у нас сегодня считаются популярными актерами? Сергей Светлаков, Гоша Куценко, Вера Брежнева? Потому-то герои не трогают сердце, их сразу забываешь, а уж еще раз идти на бесконечные «Елки» совсем не хочется. Из песен же, вышедших «из кино» последних лет, назвать, пожалуй, можно лишь «Метель» и «Оттепель». Впрочем, последнее – из телесериала.

Телевизор, спасибо, балует старыми фильмами. Но грешит их обрезанием и частыми повторами. Но даже те из картин, что в пору выхода показывались «вторым экраном», то есть считалось второразрядными, мы с большим удовольствием принимаем. И я лучше еще раз пересмотрю «За витриной универмага» с такими совсем не надоевшими обаятельными артистами, чем пойду на «Самый лучший день» с набившим оскомину Нагиевым.

Поделиться
13299