17 мольбертов и одна муза
5 октября в Добролюбовке стартует выставка «17 мольбертов». Гости библиотеки познакомятся с работами пациентов Центра детской и подростковой психиатрии. За каждой из них – характер, история и своя тайна.
Урок начинается с объятий
Ранним утром мы приехали в клиническую психиатрическую больницу, чтобы почувствовать атмосферу, в какой рисуют юные художники. В Центре детской и подростковой психиатрии пациенты от 5 до 18 лет. Среди самых распространенных диагнозов – умственная отсталость разной степени тяжести, неврозы, токсикомания, расстройство адаптации – тревога, страх и суицидальное поведение на фоне неприятных ситуаций в школе или в семье. Многие не сразу идут на контакт. Рисование – способ раскрыть их, а значит, скорее вылечить. Кроме занятий в изостудии ребята учатся, тренируются в спортзале, много гуляют, играют и отдыхают в сенсорной комнате. Здесь практикуют терапию с участием собак и лошадей – животные помогают пациентам избавиться от тревоги и депрессии. На стенах в кабинете-мастерской пестрые детские пейзажи, смешные рожицы, абстракции. На подоконнике – картонные самодельные динозавры. Дети, которые сюда попадают, особенно ребята из детских домов, не избалованы вниманием. Как увидят социального работника Марию Владимировну, бегут обниматься. – Это какая-то высшая степень детской благодарности за доброту к ним, – рассуждает Мария Зеленцова. – В обычной изостудии детей удивить сложно: то мы видели, это нам неинтересно. А наши ребята жадно впитывают все, что ты им даешь. Детишки разные, но их общая черта – непредсказуемость. Как-то раз детдомовский мальчишка с умственной отсталостью рисовал в кабинете. Маленький, щупленький, но шустрый и очень талантливый. У Марии упала бумага – наклонилась, а когда обернулась, художник уже сидел за ее столом, запустив руку в банку с учительским вареньем. За варенье пришлось отчитать. По глазам мальчишки поняла – вину осознал. Что поделаешь, сладкое любят все дети, поэтому Мария часто приносит с собой конфеты.Птичка с головой котенка
Что у ребенка на душе, то и в рисунках. Большинство работ – светлые, цветные, много улыбок, цветов, животных – реальных и выдуманных. На одной из них – человек-ласточка. В последний момент находчивый автор нашел на полу перышко и приклеил его на рисунок. – Конечно, цвет имеет смысловую нагрузку в диагностике, но выбор оттенков не всегда однозначен. Рисунок отдельно от ситуации и ребенка рассматривать не очень верно, – говорит Мария. – Художник мог взять оранжевый мелок только потому, что он неисписанный и удобный в руке. На занятиях мы пытаемся создавать эстетически значимые вещи, но главное – не результат, а творческий процесс. Выставка – еще один способ напомнить, что каждый человек хочет любить и получать любовь в ответ. Посмотрите: все персонажи сделаны любовно. Иногда рисунок несет информацию об авторе. Мальчик с психозом четко прорисовал человеку зубы. Психологи говорят, это проявление вербальной агрессии. Другой пациент с умственной отсталостью нарисовал человека из геометрических фигур. Похоже на работы футуристов или супрематистов: на животе персонажа – полосочка, а у ребенка на этом месте есть шрам. Еще один мальчик любит раскрашивать портреты разными цветами: зеленые уши, салатовые волосы, синее лицо. А кому-то идея рисунка пришла во сне. Девочке приснилась птичка колибри с головой котенка. На мой взгляд, это уже сюрреализм, и картины популярных художников по искренности уступают этим детским работам в разы. Их авторы не ломают головы над необычными образами, чтобы их тиражировать и зарабатывать. Дети просто делятся тем, что внутри. – Они мыслят без шаблонов, – говорит Мария. – Лежать в больнице – большой стресс для каждого человека. Наши занятия дают терапевтический эффект. Когда ребенок прячется от внешнего мира, который жесток к нему, он часто находит спасение в творчестве.Боженька на картине Пикассо
Коллаж из осенних листиков, автопортрет с арбузом, жуки, драконы, велосипед с антенной, птица Сирин – коллекция пестрит идеями и техниками. Просим Марию познакомить нас с художниками. В кабинет проходит Юля, ей 16, диагноз – умственная отсталость. – Здесь я нарисовала себя с морской свинкой, – говорит девочка. – Скучаю по ней – она осталась дома. Там у меня еще собака и киска. Всех Юлиных питомцев зовут Нюша. Девочка любит животных и мечтает побывать в зоопарке. Больше всего ей хочется увидеть настоящего тигра и завести дома еще одну Нюшу – хомячка. Юля шьет забавных зверьков. Одна из ее поделок украшает стол Марии Зеленцовой. Еще одну Юлину работу можно назвать «Счастливчик» – на ней персонаж Митя с улыбкой до ушей. – А почему он так счастлив? – Ему купили мороженое и компьютер. – А когда люди бывают счастливыми? – Всегда. Как-то Мария принесла с собой репродукцию Пикассо «Девочка с голубем». Спросила у ребят: «Кто это?» А они в ответ: «Боженька». Смутилась, но интерпретацию разгадала – девочка вся в белом, и ладошки прижаты к груди с голубком, как в молитве. Этим детям не перестаешь удивляться. По-доброму удивляться. Вы тоже можете прикоснуться к их миру на выставке «17 мольбертов».Урок начинается с объятий
Ранним утром мы приехали в клиническую психиатрическую больницу, чтобы почувствовать атмосферу, в какой рисуют юные художники.
В Центре детской и подростковой психиатрии пациенты от 5 до 18 лет. Среди самых распространенных диагнозов – умственная отсталость разной степени тяжести, неврозы, токсикомания, расстройство адаптации – тревога, страх и суицидальное поведение на фоне неприятных ситуаций в школе или в семье.
Многие не сразу идут на контакт. Рисование – способ раскрыть их, а значит, скорее вылечить. Кроме занятий в изостудии ребята учатся, тренируются в спортзале, много гуляют, играют и отдыхают в сенсорной комнате. Здесь практикуют терапию с участием собак и лошадей – животные помогают пациентам избавиться от тревоги и депрессии.
На стенах в кабинете-мастерской пестрые детские пейзажи, смешные рожицы, абстракции. На подоконнике – картонные самодельные динозавры. Дети, которые сюда попадают, особенно ребята из детских домов, не избалованы вниманием. Как увидят социального работника Марию Владимировну, бегут обниматься.
– Это какая-то высшая степень детской благодарности за доброту к ним, – рассуждает Мария Зеленцова. – В обычной изостудии детей удивить сложно: то мы видели, это нам неинтересно.
А наши ребята жадно впитывают все, что ты им даешь.
Детишки разные, но их общая черта – непредсказуемость. Как-то раз детдомовский мальчишка с умственной отсталостью рисовал в кабинете. Маленький, щупленький, но шустрый и очень талантливый. У Марии упала бумага – наклонилась, а когда обернулась, художник уже сидел за ее столом, запустив руку в банку с учительским вареньем.
За варенье пришлось отчитать. По глазам мальчишки поняла – вину осознал. Что поделаешь, сладкое любят все дети, поэтому Мария часто приносит с собой конфеты.
Птичка с головой котенка
Что у ребенка на душе, то и в рисунках. Большинство работ – светлые, цветные, много улыбок, цветов, животных – реальных и выдуманных. На одной из них – человек-ласточка. В последний момент находчивый автор нашел на полу перышко и приклеил его на рисунок.
– Конечно, цвет имеет смысловую нагрузку в диагностике, но выбор оттенков не всегда однозначен. Рисунок отдельно от ситуации и ребенка рассматривать не очень верно, – говорит Мария. – Художник мог взять оранжевый мелок только потому, что он неисписанный и удобный в руке. На занятиях мы пытаемся создавать эстетически значимые вещи, но главное – не результат, а творческий процесс. Выставка – еще один способ напомнить, что каждый человек хочет любить и получать любовь в ответ. Посмотрите: все персонажи сделаны любовно.
Иногда рисунок несет информацию об авторе. Мальчик с психозом четко прорисовал человеку зубы. Психологи говорят, это проявление вербальной агрессии. Другой пациент с умственной отсталостью нарисовал человека из геометрических фигур. Похоже на работы футуристов или супрематистов: на животе персонажа – полосочка, а у ребенка на этом месте есть шрам.
Еще один мальчик любит раскрашивать портреты разными цветами: зеленые уши, салатовые волосы, синее лицо. А кому-то идея рисунка пришла во сне. Девочке приснилась птичка колибри с головой котенка. На мой взгляд, это уже сюрреализм, и картины популярных художников по искренности уступают этим детским работам в разы. Их авторы не ломают головы над необычными образами, чтобы их тиражировать и зарабатывать. Дети просто делятся тем, что внутри.
– Они мыслят без шаблонов, – говорит Мария. – Лежать в больнице – большой стресс для каждого человека. Наши занятия дают терапевтический эффект. Когда ребенок прячется от внешнего мира, который жесток к нему, он часто находит спасение в творчестве.
Боженька на картине Пикассо
Коллаж из осенних листиков, автопортрет с арбузом, жуки, драконы, велосипед с антенной, птица Сирин – коллекция пестрит идеями и техниками. Просим Марию познакомить нас с художниками. В кабинет проходит Юля, ей 16, диагноз – умственная отсталость.
– Здесь я нарисовала себя с морской свинкой, – говорит девочка. – Скучаю по ней – она осталась дома. Там у меня еще собака и киска.
Всех Юлиных питомцев зовут Нюша. Девочка любит животных и мечтает побывать в зоопарке. Больше всего ей хочется увидеть настоящего тигра и завести дома еще одну Нюшу – хомячка. Юля шьет забавных зверьков. Одна из ее поделок украшает стол Марии Зеленцовой. Еще одну Юлину работу можно назвать «Счастливчик» – на ней персонаж Митя с улыбкой до ушей.
– А почему он так счастлив?
– Ему купили мороженое и компьютер.
– А когда люди бывают счастливыми?
– Всегда.
Как-то Мария принесла с собой репродукцию Пикассо «Девочка с голубем». Спросила у ребят: «Кто это?» А они в ответ: «Боженька». Смутилась, но интерпретацию разгадала – девочка вся в белом, и ладошки прижаты к груди с голубком, как в молитве. Этим детям не перестаешь удивляться. По-доброму удивляться. Вы тоже можете прикоснуться к их миру на выставке «17 мольбертов».