8 декабря 2018

Зрителю нельзя врать

С концертной программой «Гуляй, Россия!» в Архангельске и Северодвинске выступил народный артист России Владимир Девятов.

Эксперимент Мешко

У Владимира Сергеевича уникальный по красоте и силе голос с широчайшим диапазоном в четыре октавы, за что в мире его называют Маэстро голос. На концерте певец показал его во всей красе – ярко и сочно. Конечно, получился некий микс из цыганских напевов, русских народных песен и авторских композиций Шаинского, Тухманова, Брейтбурга, от «Калинки» до «Травы, травы…». Но больше всего понравились казачьи песни и аранжировки «Черного ворона», «Как родная меня мать…», «Потолок ледяной». И очень пришелся по душе молодой креативный коллектив – вокально-танцевальная фолк-группа «ЯR-Марка».

Народ, а зал АГКЦ был практически полон, рукоплескал, кричал браво и подпевал так, что артист удивился: «Такое впечатление, что в зале сидит Северный хор». А ведь когда-то именно руководитель Северного хора Нина Мешко «в качестве эксперимента» приняла молодого военного в Гнесинку, когда он ей на гитаре исполнил несколько народных песен.

Не испортить песню

О том, как нужно сегодня их петь, чтобы и традицию не потерять, и в кич не скатиться, был мой первый вопрос Владимиру Сергеевичу после концерта.

– Мне кажется, прежде чем что-то делать, важно желание не просто осовременить народную песню, а сохранить ее душевную основу. Очень многие коллективы и солисты на это не ориентируются и портят песню интерпретацией, – считает мой собеседник. – Конечно, аутентично, так, как ее исполняли в те времена, когда она бытовала в жизни людей, сопровождала их сельскохозяйственные работы, праздники, уже тоже нельзя петь. Еще с конца XIX века с появлением хора Пятницкого народная песня на сцене. Федор Шаляпин это делал, потом череда великих исполнительниц – Зыкина, Воронец, Стрельченко… Но в 90-е, когда мы только смотрели на Запад и перенимали его мелодии, много народников ушло. Сейчас идет процесс реанимации, появляются коллективы, которые красиво и современным языком подают народную песню на сцене.

Хотя нельзя переделывать до неузнаваемости, не должно быть вранья, потери той самой души песни, искажения сути, зритель это очень хорошо чувствует. Потому своей профессиональной задачей я вижу сделать русскую песню интересной, в первую очередь для молодежи. Иногда услышу где-то новую и забуду, а потом ночью вдруг хоп, как будто Бог мне шепчет: вот смотри, как ее можно обработать, вкусненько подать. Но главное – хочется вернуть русскую песню на радио и ТВ…

Кубанцы – молодцы!

Оказывается, Девятов пишет кандидатскую диссертацию на эту тему. Толчком послужила подготовка к обсуждению в Совете по культуре при президенте вопроса национальных традиций.

– Я стал анализировать, что происходит. Почему в Осетии, Ингушетии, Татарстане, Башкирии и даже Республике Коми есть ежедневные радио- и телепередачи о национальных традициях? В Чечне даже три специальных государственных радиостанции и два телеканала. А мы, русскоязычные регионы, обделены! Из 3,5 тысячи радиостанций одна региональная – «Казак FM» в Краснодаре – вещает русскую песню. Да кубанцы вообще молодцы, Виктор Захарченко по всей стране ездит со своим хором, несет людям высокую культуру! – говорит Владимир Девятов. – А я встречался с руководством на телевидении, с Администрацией Президента России – пока вопрос завис, а его надо исправлять. Иначе мы потеряем корни свои. Надо пробиться в СМИ, поменять подходы. Ведь народную песню хотят петь! Я часто председательствую на всевозможных конкурсах, фестивалях и вижу, сколько там детей, какой неподдельный интерес. У них сразу начинает играть внутри, кровь кипит, просыпается генетическая память.

Школа талантов

Именно поэтому народный артист создал Центр русской культуры и искусства, а при нем детскую студию, которая позже превратилась в народно-певческую школу, финансируемую московским правительством. Заведующая кафедрой народного пения Гнесинки Людмила Шамина разработала специальную методику, основанную на использовании скрытого этнического слуха ребенка. Школа является базовой для музыкального колледжа и самой академии. То есть ребята учатся у профессуры Гнесинки, и первые выпускники школы уже оканчивают ее. Недавно ввели дистанционное обучение, его география: Хабаровск, Иркутск, Поволжье. Теперь ребятам не придется, как Юлии Малиновой, уезжать из родных мест, чтобы учиться в столице. Юля – гордость Владимира Сергеевича: финалистка телепроекта «Синяя птица», недавно стала лауреатом I степени гранта мэра Москвы в области культуры и искусства. Спросила: «У вас одна такая ученица или…»

– У нас есть много талантливых ребят, – засмеялся учитель, – из 50 человек – восемьдесят процентов лауреаты различных фестивалей, в том числе Всероссийского конкурса народной песни. Шестерых мы готовим сегодня к поступлению в колледж при Гнесинке. И Юлия очень музыкальная, перспективная, ее уже знают на телевидении, у нее достаточно много выступлений, приглашают на очень хорошие площадки в Москве. Это радует. Но, вы знаете, есть очень большая опасность у таких детей. У меня был опыт с Таней Острягиной. В шесть лет приехала из Крыма, уникальный народный голос, мы вместе выступали, но ее семья стала на ней зарабатывать, сделав именно это приоритетом, а не дальнейшую учебу. Таня поет, конечно, но, считаю, могла бы достичь больших результатов, если бы училась правильно у хорошего педагога.

Дочь в отца

Не могла я не спросить и о дочери – Марине Девятовой, которая, кстати, чаще папы бывает в Архангельске.

– Честно говоря, мне не все нравится, что она делает, есть вещи просто гениальные, а есть и не очень. Стараюсь мягко об этом ей говорить, но Марина – молодец, она популярна, ее любят зрители, и это здорово, что она на сцене продолжает мои дела, – замечает артист. – Кстати, когда дочка участвовала в телепроекте «Народный артист», где заняла второе место, пела там «Соловья» – русскую народную песню Курской области. Жюри – Геннадий Хазанов, Алена Свиридова – сидело пораженное, а в Интернете писали: «иди в колхоз», «доярка». И такое отношение, а оно тоже идет из провальных девяностых, надо менять! Дмитрий Лихачев говорил: «Традиция – это защитная скорлупа на нашей нации». Нельзя нам ее забывать!

Фото: Людмила Ашиток

Идею о необходимости детской народно-певческой школы Владимиру Девятову подали русские эмигранты в Австралии, подарив ему учебники XIX века по народному пению для российских гимназий.

Зрителю нельзя врать

Эксперимент Мешко

У Владимира Сергеевича уникальный по красоте и силе голос с широчайшим диапазоном в четыре октавы, за что в мире его называют Маэстро голос. На концерте певец показал его во всей красе – ярко и сочно. Конечно, получился некий микс из цыганских напевов, русских народных песен и авторских композиций Шаинского, Тухманова, Брейтбурга, от «Калинки» до «Травы, травы…». Но больше всего понравились казачьи песни и аранжировки «Черного ворона», «Как родная меня мать…», «Потолок ледяной». И очень пришелся по душе молодой креативный коллектив – вокально-танцевальная фолк-группа «ЯR-Марка».

Народ, а зал АГКЦ был практически полон, рукоплескал, кричал браво и подпевал так, что артист удивился: «Такое впечатление, что в зале сидит Северный хор». А ведь когда-то именно руководитель Северного хора Нина Мешко «в качестве эксперимента» приняла молодого военного в Гнесинку, когда он ей на гитаре исполнил несколько народных песен.

Не испортить песню

О том, как нужно сегодня их петь, чтобы и традицию не потерять, и в кич не скатиться, был мой первый вопрос Владимиру Сергеевичу после концерта.

– Мне кажется, прежде чем что-то делать, важно желание не просто осовременить народную песню, а сохранить ее душевную основу. Очень многие коллективы и солисты на это не ориентируются и портят песню интерпретацией, – считает мой собеседник. – Конечно, аутентично, так, как ее исполняли в те времена, когда она бытовала в жизни людей, сопровождала их сельскохозяйственные работы, праздники, уже тоже нельзя петь. Еще с конца XIX века с появлением хора Пятницкого народная песня на сцене. Федор Шаляпин это делал, потом череда великих исполнительниц – Зыкина, Воронец, Стрельченко… Но в 90-е, когда мы только смотрели на Запад и перенимали его мелодии, много народников ушло. Сейчас идет процесс реанимации, появляются коллективы, которые красиво и современным языком подают народную песню на сцене.

Хотя нельзя переделывать до неузнаваемости, не должно быть вранья, потери той самой души песни, искажения сути, зритель это очень хорошо чувствует. Потому своей профессиональной задачей я вижу сделать русскую песню интересной, в первую очередь для молодежи. Иногда услышу где-то новую и забуду, а потом ночью вдруг хоп, как будто Бог мне шепчет: вот смотри, как ее можно обработать, вкусненько подать. Но главное – хочется вернуть русскую песню на радио и ТВ…

Кубанцы – молодцы!

Оказывается, Девятов пишет кандидатскую диссертацию на эту тему. Толчком послужила подготовка к обсуждению в Совете по культуре при президенте вопроса национальных традиций.

– Я стал анализировать, что происходит. Почему в Осетии, Ингушетии, Татарстане, Башкирии и даже Республике Коми есть ежедневные радио- и телепередачи о национальных традициях? В Чечне даже три специальных государственных радиостанции и два телеканала. А мы, русскоязычные регионы, обделены! Из 3,5 тысячи радиостанций одна региональная – «Казак FM» в Краснодаре – вещает русскую песню. Да кубанцы вообще молодцы, Виктор Захарченко по всей стране ездит со своим хором, несет людям высокую культуру! – говорит Владимир Девятов. – А я встречался с руководством на телевидении, с Администрацией Президента России – пока вопрос завис, а его надо исправлять. Иначе мы потеряем корни свои. Надо пробиться в СМИ, поменять подходы. Ведь народную песню хотят петь! Я часто председательствую на всевозможных конкурсах, фестивалях и вижу, сколько там детей, какой неподдельный интерес. У них сразу начинает играть внутри, кровь кипит, просыпается генетическая память.

Школа талантов

Именно поэтому народный артист создал Центр русской культуры и искусства, а при нем детскую студию, которая позже превратилась в народно-певческую школу, финансируемую московским правительством. Заведующая кафедрой народного пения Гнесинки Людмила Шамина разработала специальную методику, основанную на использовании скрытого этнического слуха ребенка. Школа является базовой для музыкального колледжа и самой академии. То есть ребята учатся у профессуры Гнесинки, и первые выпускники школы уже оканчивают ее. Недавно ввели дистанционное обучение, его география: Хабаровск, Иркутск, Поволжье. Теперь ребятам не придется, как Юлии Малиновой, уезжать из родных мест, чтобы учиться в столице. Юля – гордость Владимира Сергеевича: финалистка телепроекта «Синяя птица», недавно стала лауреатом I степени гранта мэра Москвы в области культуры и искусства. Спросила: «У вас одна такая ученица или…»

– У нас есть много талантливых ребят, – засмеялся учитель, – из 50 человек – восемьдесят процентов лауреаты различных фестивалей, в том числе Всероссийского конкурса народной песни. Шестерых мы готовим сегодня к поступлению в колледж при Гнесинке. И Юлия очень музыкальная, перспективная, ее уже знают на телевидении, у нее достаточно много выступлений, приглашают на очень хорошие площадки в Москве. Это радует. Но, вы знаете, есть очень большая опасность у таких детей. У меня был опыт с Таней Острягиной. В шесть лет приехала из Крыма, уникальный народный голос, мы вместе выступали, но ее семья стала на ней зарабатывать, сделав именно это приоритетом, а не дальнейшую учебу. Таня поет, конечно, но, считаю, могла бы достичь больших результатов, если бы училась правильно у хорошего педагога.

Дочь в отца

Не могла я не спросить и о дочери – Марине Девятовой, которая, кстати, чаще папы бывает в Архангельске.

– Честно говоря, мне не все нравится, что она делает, есть вещи просто гениальные, а есть и не очень. Стараюсь мягко об этом ей говорить, но Марина – молодец, она популярна, ее любят зрители, и это здорово, что она на сцене продолжает мои дела, – замечает артист. – Кстати, когда дочка участвовала в телепроекте «Народный артист», где заняла второе место, пела там «Соловья» – русскую народную песню Курской области. Жюри – Геннадий Хазанов, Алена Свиридова – сидело пораженное, а в Интернете писали: «иди в колхоз», «доярка». И такое отношение, а оно тоже идет из провальных девяностых, надо менять! Дмитрий Лихачев говорил: «Традиция – это защитная скорлупа на нашей нации». Нельзя нам ее забывать!

Фото: Людмила Ашиток

Идею о необходимости детской народно-певческой школы Владимиру Девятову подали русские эмигранты в Австралии, подарив ему учебники XIX века по народному пению для российских гимназий.

Поделиться
28660