1 декабря 2018

Власть берет вторую попытку

Переход на новую систему оборота твердых коммунальных отходов, судя по всему, состоится. Но только после дополнительной проработки нормативных документов. Причина тому – результаты ревизии сферы оборота ТКО, которую провел региональный оператор. Она показала, что Архангельская область, несмотря на кажущуюся бескрайность, по сути, превратилась в регион несанкционированных свалок. Ответ, почему это так, можно найти в том же исследовании. Оказывается, с 90 процентов территории области отходы сегодня не вывозятся вовсе. Компании-перевозчики, которых региональный оператор насчитал порядка 68, работают только в крупных муниципалитетах. Чтобы получить пусть неприятную, но объективную картину, специалисты побывали практически в каждом населенном пункте Поморья. Впрочем, вряд ли эта картина способна удивить жителей нашей области. Современный мусоровоз на деревенских улицах – картина из разряда фантастики. По крайней мере пока. Верить в то, что образующийся у населения мусор, в том числе пластик, бытовая химия, стройматериалы, автомобильные покрышки и тому подобный хлам, исчезает в никуда, не приходится. Мешок, заброшенный в лес, за околицу или под угор, к сожалению, обычная практика. Добавьте сюда более четырех тысяч официальных и полуофициальных пунктов сбора твердых коммунальных отходов, которые были обнаружены в ходе детального обследования (а ведь два года назад при разработке территориальной схемы таковых заявлялось на тысячу меньше), несоответствие предъявляемым требованиям, а иногда и полное отсутствие в сезон распутицы дорог, и вы поймете, почему власти поддержали идею о корректировке территориальной схемы обращения с ТКО. Основанный на устаревших цифрах инвестиционный проект не учитывал сегодняшние реалии. А они таковы: для того чтобы реформа решала поставленную задачу – сделать нашу область свободной от мусора, необходимо значительно больше машин, контейнеров и, собственно говоря, самих объектов размещения ТКО, число которых, исходя из расчетов экспертов, должно быть увеличено на один, с 41 до 42. Кроме того, исходя из установленных объемов отходов, должны поменяться и транспортные потоки. Практически в половине случаев места размещения изначально запланированных объектов также придется пусть ненамного, но перенести. Как заявляют в правительстве области, новая схема будет готова к концу декабря, благо все данные собраны и подрядчик скорректирует документ в рамках своих гарантийных обязательств. Есть другая проблема. Требование о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года установлено федеральным законодательством. Открыто заявляя о корректировке территориальной схемы, процессе, который однозначно повлечет сдвиг сроков всей глобальной реформы, власти Архангельской области сильно рискуют. Если все пойдет как задумано, то новую схему утвердят в начале следующего года, тарифы еще позже, ну а региональный оператор в полной мере вступит в свои права и начнет работу к июлю. И все же представляется, что на сегодняшний день это лучший выход, чем, отрапортовав в федеральный центр о своевременном старте реформы, по сути, ее провалить. Даже ярые противники конкретных полигонов не станут отрицать тот факт, что такая реформа нужна. В погоне за сроками превратить ее в фарс – значит потерять доверие людей и угробить хорошую идею. В новости о корректировке территориальной схемы для жителей Архангельской области есть еще один важный плюс. Измененный документ обязан будет вновь пройти все необходимые процедуры, в том числе общественное обсуждение, что подтвердил заместитель главы правительства области Евгений Фоменко. Сегодня у северян уже есть определенный опыт участия в таких дебатах, и хочется верить, что они не скатятся до уровня, где основным аргументом на вопрос, почему вы против современного мусороперерабатывающего завода, будет слово «потому что». Ведь, по сути, вариантов у нас не так много. Либо решать проблему, создавая современные производства по переработке ТКО (с раздельным разбором мусора, выделением полезных фракций, повторным запуском их в хозяйственный оборот, захоронением того, что переработать уже просто невозможно), либо под натиском тех, кто упорно называет современные производства свалками, продолжать жить у помойки. Отладка территориальной схемы также дает время для качественной подготовки к диалогу с обществом и региональному оператору. Ведь теперь он не просто один из участников конкурса, а непосредственный исполнитель инвестиционного проекта, чьи математические расчеты, чертежи, исследования должны прозвучать убедительней популистских заявлений о том, что болота это всегда начало рек, а не места, где есть многометровые залежи глины. Она, если кто забыл, не пропускает воду, а значит – наряду с современными технологиями – станет дополнительным барьером для стоков. Кстати, в желании не пороть горячку в деле внедрения новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами Архангельская область не одинока. С подобной ситуацией столкнулись многие регионы России. А потому нельзя исключать, что в ближайшее время субъекты России выступят с инициативой о переносе сроков реформы.

Степан Кондрашов

Причина тому – результаты ревизии сферы оборота ТКО, которую провел региональный оператор. Она показала, что Архангельская область, несмотря на кажущуюся бескрайность, по сути, превратилась в регион несанкционированных свалок.

Ответ, почему это так, можно найти в том же исследовании. Оказывается, с 90 процентов территории области отходы сегодня не вывозятся вовсе. Компании-перевозчики, которых региональный оператор насчитал порядка 68, работают только в крупных муниципалитетах.

Чтобы получить пусть неприятную, но объективную картину, специалисты побывали практически в каждом населенном пункте Поморья.

Впрочем, вряд ли эта картина способна удивить жителей нашей области. Современный мусоровоз на деревенских улицах – картина из разряда фантастики. По крайней мере пока.

Верить в то, что образующийся у населения мусор, в том числе пластик, бытовая химия, стройматериалы, автомобильные покрышки и тому подобный хлам, исчезает в никуда, не приходится. Мешок, заброшенный в лес, за околицу или под угор, к сожалению, обычная практика.

Добавьте сюда более четырех тысяч официальных и полуофициальных пунктов сбора твердых коммунальных отходов, которые были обнаружены в ходе детального обследования (а ведь два года назад при разработке территориальной схемы таковых заявлялось на тысячу меньше), несоответствие предъявляемым требованиям, а иногда и полное отсутствие в сезон распутицы дорог, и вы поймете, почему власти поддержали идею о корректировке территориальной схемы обращения с ТКО.

Основанный на устаревших цифрах инвестиционный проект не учитывал сегодняшние реалии. А они таковы: для того чтобы реформа решала поставленную задачу – сделать нашу область свободной от мусора, необходимо значительно больше машин, контейнеров и, собственно говоря, самих объектов размещения ТКО, число которых, исходя из расчетов экспертов, должно быть увеличено на один, с 41 до 42.

Кроме того, исходя из установленных объемов отходов, должны поменяться и транспортные потоки. Практически в половине случаев места размещения изначально запланированных объектов также придется пусть ненамного, но перенести.

Как заявляют в правительстве области, новая схема будет готова к концу декабря, благо все данные собраны и подрядчик скорректирует документ в рамках своих гарантийных обязательств.

Есть другая проблема. Требование о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года установлено федеральным законодательством. Открыто заявляя о корректировке территориальной схемы, процессе, который однозначно повлечет сдвиг сроков всей глобальной реформы, власти Архангельской области сильно рискуют. Если все пойдет как задумано, то новую схему утвердят в начале следующего года, тарифы еще позже, ну а региональный оператор в полной мере вступит в свои права и начнет работу к июлю.

И все же представляется, что на сегодняшний день это лучший выход, чем, отрапортовав в федеральный центр о своевременном старте реформы, по сути, ее провалить.

Даже ярые противники конкретных полигонов не станут отрицать тот факт, что такая реформа нужна. В погоне за сроками превратить ее в фарс – значит потерять доверие людей и угробить хорошую идею.

В новости о корректировке территориальной схемы для жителей Архангельской области есть еще один важный плюс. Измененный документ обязан будет вновь пройти все необходимые процедуры, в том числе общественное обсуждение, что подтвердил заместитель главы правительства области Евгений Фоменко.

Сегодня у северян уже есть определенный опыт участия в таких дебатах, и хочется верить, что они не скатятся до уровня, где основным аргументом на вопрос, почему вы против современного мусороперерабатывающего завода, будет слово «потому что».

Ведь, по сути, вариантов у нас не так много. Либо решать проблему, создавая современные производства по переработке ТКО (с раздельным разбором мусора, выделением полезных фракций, повторным запуском их в хозяйственный оборот, захоронением того, что переработать уже просто невозможно), либо под натиском тех, кто упорно называет современные производства свалками, продолжать жить у помойки.

Отладка территориальной схемы также дает время для качественной подготовки к диалогу с обществом и региональному оператору. Ведь теперь он не просто один из участников конкурса, а непосредственный исполнитель инвестиционного проекта, чьи математические расчеты, чертежи, исследования должны прозвучать убедительней популистских заявлений о том, что болота это всегда начало рек, а не места, где есть многометровые залежи глины. Она, если кто забыл, не пропускает воду, а значит – наряду с современными технологиями – станет дополнительным барьером для стоков.

Кстати, в желании не пороть горячку в деле внедрения новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами Архангельская область не одинока. С подобной ситуацией столкнулись многие регионы России. А потому нельзя исключать, что в ближайшее время субъекты России выступят с инициативой о переносе сроков реформы.

Степан Кондрашов

Поделиться
29794