12 апреля 2019

В ногу со временем

В эти дни между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа разворачивается экспедиция «Трансарктика-2019»

Автор: Денис Селиванов. Газета «Архангельск» № 14 от 11 апреля 2019 года. Фото: Николай Гернет, Сергей Николаев, архивы ААНИИ, Денис Селиванов.

Росгидромет намерен возобновить комплексное изучение высоких широт, поскольку в 2013 году была прекращена работа последней полномасштабной дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 40». Активное участие в проекте принимают и архангельские гидрометеорологи.

Новая экспедиция стартовала 20 марта. В этот день научно-экспедиционное судно Арктического и антарктического научно-исследовательского института «Академик Трешников» вышло из порта Мурманск и взяло курс на север. Достигнув заданной точки между архипелагами Земля Франца-Иосифа и Шпицберген судно вморозилось в лед и 28 марта легло в дрейф. 30 марта на льдине был поднят государственный флаг в ознаменование открытия дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 2019».

Роман Ершов

О новом этапе в изучении Арктики – наш разговор с руководителем Северного управления по гидрометеорологии и изучению окружающей среды Романом Ершовым.

– Роман Викторович, с каким настроением смотрите в новый сезон и что нового этот сезон вам готовит?

– Настроение у нас позитивное, поскольку в этом году по поручению Правительства РФ нам предстоит решить ряд новых задач. Росгидромет впервые за многие годы проводит комплексную экспедицию «Трансарктика-2019». «Академик Трешников» уже приступил к работе в Арктике. На дрейфующей станции «Северный полюс – 2019» будут испытаны технологии организации и проведения современных комплексных научных исследований. Коллективу научной дрейфующей обсерватории предстоит осуществить наблюдения за состоянием природной среды Арктики: от атмосферы до донных осадков, будет произведен отбор проб для анализа в стационарных лабораториях различных научных институтов России и Германии.

Это лишь первый этап, который завершится в конце мая.

На втором этапе наше судно «Михаил Сомов» в середине мая, выйдя из порта Архангельск, будет работать вдоль ледовой кромки между островом Виктория и северной оконечностью архипелага Новая Земля. На третьем этапе в рамках проекта «Плавучий университет» «Профессор Молчанов» со студентами на борту займется изучением гидрологических разрезов и проведением мониторинга. Это будет производственная практика для студентов 4-го и 5-го курсов САФУ. Надеемся, что многие студенты затем придут к нам на работу. Участие в экспедиции – это возможность понять для себя, готов ли ты выбрать своей профессией гидрометеорологию. Тут, как правило, сразу все встает на места – либо влюбляешься в это ремесло, либо сразу понимаешь, что это не твое.

На четвертом этапе научно-исследовательское судно «Профессор Мультановский» Дальневосточного научно-исследовательского гидрометеорологического института выйдет из Владивостока, обогнет континент через Берингов пролив и в Ледовитом океане будет двигаться на запад, летом зайдет в Архангельск и затем вернется обратно на Дальний Восток. Его задача – обследовать все гидрологические разрезы и возобновить работу на всех мониторинговых станциях, то есть в определенных местах по трассе Севморпути нужно взять пробы, чего многие годы не делалось.

– Какие задачи стоят перед учеными?

– Необходимо провести масштабные работы по мониторингу окружающей среды, биологических ресурсов, по метрологии. К этим работам кроме нашего управления привлекаются ученые Архангельского научного центра УРО РАН, Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова, Мурманского морского биологического института. Руководит процессом Институт Арктики и Антарктики. Основная цель всей экспедиции – восстановить мониторинг Арктического сектора. В советские годы работы по наблюдению за ледовыми условиями, изменением гидрологического режима, климата проводились постоянно, поскольку, чтобы работать на трассе Севморпути, нужна полная картина того, что происходит в Арктике. Сейчас руководством страны принято решение возобновить эти работы. Задача крайне сложная.

– Но выполнимая? При соответствующем уровне финансирования…

– Необходима глубокая модернизация всей сети пунктов мониторинга в Арктике, особенно труднодоступных станций. Один из вариантов – автоматизация процессов там, где она возможна. Например, гидрологические наблюдения очень сложно автоматизировать чисто с технической точки зрения. А для проведения метеонаблюдений уже есть технологии, которые позволяют автоматизировать процесс. И такие проекты Росгидромет уже запускает. Надеемся, что вскоре наша сеть пополнится большим количеством автоматических станций наблюдения.

Еще одно направление – обновление обитаемых станций, а это и оборудование, и жилые комплексы, в которых нужно создать максимально комфортные условия для работы и быта. Часть работ по модернизации, кстати, уже выполнена. Дальнейшие мероприятия Росгидромет планирует начать в 2021 году.

– В этой связи возникает вопрос о судьбе легендарного «Михаила Сомова». Кто и когда придет ему на смену?

– Сейчас Росгидромет занимается этим вопросом. Идет работа по выделению финансирования для проектирования нового судна. Но время у нас есть. «Михаил Сомов» прошел регистр, и в ближайшие минимум пять лет он останется в строю. Техническое состояние судна вполне удовлетворительное.

«Михаилу Сомову» присвоен почетный знак «Морское наследие России». Конечно, судно с такой богатой историей и уникальной судьбой заслуживает того, чтобы сохранить его для потомков. Оно займет свое достойное место наряду с такими именитыми судами, как «Красин» и «Ленин».

– Но, возвращаясь в Арктику, что, на ваш взгляд, требует сегодня первоочередных мер и особого внимания?

– В первую очередь такие экспедиции, как «Трансарктика», необходимо проводить регулярно, ежегодно, поскольку мониторинг возможно осуществлять только в режиме комплексной экспедиции. Надеемся, что правительство будет поддерживать эти работы. Силы, мощности и специалисты для выполнения этих задач есть. Ну и второе, как я уже сказал, нужно модернизировать всю нашу наблюдательную сеть. Росгидромет для этого прикладывает все возможные усилия. Понятно, что это непросто, но нельзя сбавлять темпов.

Нам нужно шагать в ногу со временем. Ведь погода формируется не только на территории нашей страны. Соответственно, нам нельзя отставать от уровня оснащенности метеослужб других стран. И понимание этого у руководства страны есть.

– И напоследок вопрос: какая сейчас погода в Арктике?

– Период наших наблюдений в историческом масштабе крайне мал. О том, как складывались погодные условия столетия назад, мы можем только догадываться. Сейчас в краткосрочной перспективе мы фиксируем некоторые изменения: увеличиваются среднегодовые температуры, сокращаются площади ледового покрова, у нас на Севере увеличивается количество осадков. Но, скорее всего, это природный цикл, на который человек оказывает минимальное влияние. И как долго это продлится – точного прогноза вам никто не даст.

Кстати

Зона ответственности Северного УГМС, одного из крупнейших в стране, распространяется на Архангельскую, Вологодскую области, Республику Коми, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, север Красноярского края, а также на все арктические архипелаги в Баренцевом и Карском морях. В управлении работает более 1700 сотрудников.

В тему

Первый этап экспедиции

Судно: «Академик Трешников».
Продолжительность: 70–100 суток.
Научная программа: изучение системы океан – лед – атмосфера и ближнего космоса с использованием буйковых систем, крупномасштабной океанографической съемки с вертолетов, наблюдений со льда и судна, подспутникового мониторинга. В ходе первого этапа будут апробированы технологии эксплуатации и кадровое обеспечение ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», проектирование и строительство которой с 2018 года осуществляется по заказу Росгидромета акционерным обществом «Адмиралтейские верфи». Полученные данные станут фундаментальной основой для российской национальной арктической пространственно-распределенной научной обсерватории.

Второй этап экспедиции

Судно: «Михаил Сомов». Продолжительность: 26 суток. Выход из порта Архангельск 15 мая.
Научная программа: государственный мониторинг природной среды в акватории Баренцева моря. По маршруту движения судна будут проводиться гидрометеорологические наблюдения, мониторинг ледовой обстановки и животного мира. Основная цель работ – оценка состояния акваторий, морских и прибрежных экосистем арктических морей и получение оперативной информации о состоянии экосистем морской среды.

Третий этап экспедиции

Судно: «Профессор Молчанов».
Продолжительность: 18 суток.
В ходе выполнения комплексных экспедиционных исследований экосистем арктических морей и побережий студенты российских университетов получат практические навыки работы в высокоширотной Арктике. Данный этап организован в том числе с целью подготовки исследователей для работы на ледостойкой платформе «Северный полюс» и в учреждениях Росгидромета.

Четвертый этап экспедиции

Судно: «Профессор Мультановский».
Начало: июль 2019 года. Продолжительность: 90 суток.
Научная программа: государственный мониторинг природной среды в акваториях от Чукотского до Баренцева моря. Ученые проведут работу по восстановлению регулярной системы государственного комплексного мониторинга состояния и загрязнения природной среды окраинных арктических морей России.

В ногу со временем

Росгидромет намерен возобновить комплексное изучение высоких широт, поскольку в 2013 году была прекращена работа последней полномасштабной дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 40». Активное участие в проекте принимают и архангельские гидрометеорологи.

Новая экспедиция стартовала 20 марта. В этот день научно-экспедиционное судно Арктического и антарктического научно-исследовательского института «Академик Трешников» вышло из порта Мурманск и взяло курс на север. Достигнув заданной точки между архипелагами Земля Франца-Иосифа и Шпицберген судно вморозилось в лед и 28 марта легло в дрейф. 30 марта на льдине был поднят государственный флаг в ознаменование открытия дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 2019».

Роман Ершов

О новом этапе в изучении Арктики – наш разговор с руководителем Северного управления по гидрометеорологии и изучению окружающей среды Романом Ершовым.

– Роман Викторович, с каким настроением смотрите в новый сезон и что нового этот сезон вам готовит?

– Настроение у нас позитивное, поскольку в этом году по поручению Правительства РФ нам предстоит решить ряд новых задач. Росгидромет впервые за многие годы проводит комплексную экспедицию «Трансарктика-2019». «Академик Трешников» уже приступил к работе в Арктике. На дрейфующей станции «Северный полюс – 2019» будут испытаны технологии организации и проведения современных комплексных научных исследований. Коллективу научной дрейфующей обсерватории предстоит осуществить наблюдения за состоянием природной среды Арктики: от атмосферы до донных осадков, будет произведен отбор проб для анализа в стационарных лабораториях различных научных институтов России и Германии.

Это лишь первый этап, который завершится в конце мая.

На втором этапе наше судно «Михаил Сомов» в середине мая, выйдя из порта Архангельск, будет работать вдоль ледовой кромки между островом Виктория и северной оконечностью архипелага Новая Земля. На третьем этапе в рамках проекта «Плавучий университет» «Профессор Молчанов» со студентами на борту займется изучением гидрологических разрезов и проведением мониторинга. Это будет производственная практика для студентов 4-го и 5-го курсов САФУ. Надеемся, что многие студенты затем придут к нам на работу. Участие в экспедиции – это возможность понять для себя, готов ли ты выбрать своей профессией гидрометеорологию. Тут, как правило, сразу все встает на места – либо влюбляешься в это ремесло, либо сразу понимаешь, что это не твое.

На четвертом этапе научно-исследовательское судно «Профессор Мультановский» Дальневосточного научно-исследовательского гидрометеорологического института выйдет из Владивостока, обогнет континент через Берингов пролив и в Ледовитом океане будет двигаться на запад, летом зайдет в Архангельск и затем вернется обратно на Дальний Восток. Его задача – обследовать все гидрологические разрезы и возобновить работу на всех мониторинговых станциях, то есть в определенных местах по трассе Севморпути нужно взять пробы, чего многие годы не делалось.

– Какие задачи стоят перед учеными?

– Необходимо провести масштабные работы по мониторингу окружающей среды, биологических ресурсов, по метрологии. К этим работам кроме нашего управления привлекаются ученые Архангельского научного центра УРО РАН, Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова, Мурманского морского биологического института. Руководит процессом Институт Арктики и Антарктики. Основная цель всей экспедиции – восстановить мониторинг Арктического сектора. В советские годы работы по наблюдению за ледовыми условиями, изменением гидрологического режима, климата проводились постоянно, поскольку, чтобы работать на трассе Севморпути, нужна полная картина того, что происходит в Арктике. Сейчас руководством страны принято решение возобновить эти работы. Задача крайне сложная.

– Но выполнимая? При соответствующем уровне финансирования…

– Необходима глубокая модернизация всей сети пунктов мониторинга в Арктике, особенно труднодоступных станций. Один из вариантов – автоматизация процессов там, где она возможна. Например, гидрологические наблюдения очень сложно автоматизировать чисто с технической точки зрения. А для проведения метеонаблюдений уже есть технологии, которые позволяют автоматизировать процесс. И такие проекты Росгидромет уже запускает. Надеемся, что вскоре наша сеть пополнится большим количеством автоматических станций наблюдения.

Еще одно направление – обновление обитаемых станций, а это и оборудование, и жилые комплексы, в которых нужно создать максимально комфортные условия для работы и быта. Часть работ по модернизации, кстати, уже выполнена. Дальнейшие мероприятия Росгидромет планирует начать в 2021 году.

– В этой связи возникает вопрос о судьбе легендарного «Михаила Сомова». Кто и когда придет ему на смену?

– Сейчас Росгидромет занимается этим вопросом. Идет работа по выделению финансирования для проектирования нового судна. Но время у нас есть. «Михаил Сомов» прошел регистр, и в ближайшие минимум пять лет он останется в строю. Техническое состояние судна вполне удовлетворительное.

«Михаилу Сомову» присвоен почетный знак «Морское наследие России». Конечно, судно с такой богатой историей и уникальной судьбой заслуживает того, чтобы сохранить его для потомков. Оно займет свое достойное место наряду с такими именитыми судами, как «Красин» и «Ленин».

– Но, возвращаясь в Арктику, что, на ваш взгляд, требует сегодня первоочередных мер и особого внимания?

– В первую очередь такие экспедиции, как «Трансарктика», необходимо проводить регулярно, ежегодно, поскольку мониторинг возможно осуществлять только в режиме комплексной экспедиции. Надеемся, что правительство будет поддерживать эти работы. Силы, мощности и специалисты для выполнения этих задач есть. Ну и второе, как я уже сказал, нужно модернизировать всю нашу наблюдательную сеть. Росгидромет для этого прикладывает все возможные усилия. Понятно, что это непросто, но нельзя сбавлять темпов.

Нам нужно шагать в ногу со временем. Ведь погода формируется не только на территории нашей страны. Соответственно, нам нельзя отставать от уровня оснащенности метеослужб других стран. И понимание этого у руководства страны есть.

– И напоследок вопрос: какая сейчас погода в Арктике?

– Период наших наблюдений в историческом масштабе крайне мал. О том, как складывались погодные условия столетия назад, мы можем только догадываться. Сейчас в краткосрочной перспективе мы фиксируем некоторые изменения: увеличиваются среднегодовые температуры, сокращаются площади ледового покрова, у нас на Севере увеличивается количество осадков. Но, скорее всего, это природный цикл, на который человек оказывает минимальное влияние. И как долго это продлится – точного прогноза вам никто не даст.

Кстати

Зона ответственности Северного УГМС, одного из крупнейших в стране, распространяется на Архангельскую, Вологодскую области, Республику Коми, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, север Красноярского края, а также на все арктические архипелаги в Баренцевом и Карском морях. В управлении работает более 1700 сотрудников.

В тему

Первый этап экспедиции

Судно: «Академик Трешников».
Продолжительность: 70–100 суток.
Научная программа: изучение системы океан – лед – атмосфера и ближнего космоса с использованием буйковых систем, крупномасштабной океанографической съемки с вертолетов, наблюдений со льда и судна, подспутникового мониторинга. В ходе первого этапа будут апробированы технологии эксплуатации и кадровое обеспечение ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», проектирование и строительство которой с 2018 года осуществляется по заказу Росгидромета акционерным обществом «Адмиралтейские верфи». Полученные данные станут фундаментальной основой для российской национальной арктической пространственно-распределенной научной обсерватории.

Второй этап экспедиции

Судно: «Михаил Сомов». Продолжительность: 26 суток. Выход из порта Архангельск 15 мая.
Научная программа: государственный мониторинг природной среды в акватории Баренцева моря. По маршруту движения судна будут проводиться гидрометеорологические наблюдения, мониторинг ледовой обстановки и животного мира. Основная цель работ – оценка состояния акваторий, морских и прибрежных экосистем арктических морей и получение оперативной информации о состоянии экосистем морской среды.

Третий этап экспедиции

Судно: «Профессор Молчанов».
Продолжительность: 18 суток.
В ходе выполнения комплексных экспедиционных исследований экосистем арктических морей и побережий студенты российских университетов получат практические навыки работы в высокоширотной Арктике. Данный этап организован в том числе с целью подготовки исследователей для работы на ледостойкой платформе «Северный полюс» и в учреждениях Росгидромета.

Четвертый этап экспедиции

Судно: «Профессор Мультановский».
Начало: июль 2019 года. Продолжительность: 90 суток.
Научная программа: государственный мониторинг природной среды в акваториях от Чукотского до Баренцева моря. Ученые проведут работу по восстановлению регулярной системы государственного комплексного мониторинга состояния и загрязнения природной среды окраинных арктических морей России.

Поделиться
32029