10 декабря 2018

Старосты и ТОСы – работа в унисон?

В областном Собрании встретились главы местных представительных органов, входящие в координационный совет. Темы к обсуждению: областной бюджет на три ближайших года, Стратегия социально-экономического развития региона, новые законопроекты, касающиеся местного самоуправления, обеспечение жителей дровами.

Миллиарды – на образование

Региональный министр финансов Елена Усачева озвучила основные параметры бюджета, который уже принят парламентариями в первом чтении.

Для муниципалов наибольший интерес представляли цифры финансовой поддержки муниципалитетов, планируемые на 2019-й и два последующих года, а они весьма внушительны. Общая цифра межбюджетных трансфертов, перечисляемых муниципалитетам, – почти 25 миллиардов рублей, из которых 22,4 миллиарда – средства областного бюджета, свыше 2,4 миллиарда – федеральные деньги. При этом львиная доля средств будет направлена на реализацию общеобразовательных программ, сотни миллионов пойдут на формирование комфортной городской среды, ремонт дорог и другие цели.

Самоуправление на деревне

Проект областного закона о реализации госполномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления, который уже принят в первом чтении на ноябрьской сессии, предусматривает введение института старост.

Документ разработан в развитие положений федерального законодательства; согласно закону старост будут избирать на срок не менее двух и не более пяти лет в сельских населенных пунктах, в том числе входящих в состав городских округов – например, Архангельска. Необходимые условия – совершеннолетие и проживание на данной территории.

Утверждаться они будут решением местного представительного органа. К сожалению, на законопроект поступили только два отклика, из них лишь один – официальный, от главы муниципалитета.

Нужны средства

Введение института старост – сама по себе вещь полезная и необходимая, хотя вопросов относительно реализации этого закона на практике немало. Где найти людей и за счет чего финансировать их работу? Ведь, что греха таить, бессребреников, готовых работать на голом энтузиазме, немного.

Председатель Приморского районного Собрания Александр Авилов, посетивший недавно Ленинградскую область, отметил:

– Институт старост работает хорошо, но финансирования его нет и не будет. Всего в регионе более четырех тысяч населенных пунктов, где нужны старосты. В то же время существуют проблемы даже с формированием депутатского корпуса поселений. Нужны люди, а их нужно стимулировать. Можно рассмотреть вопрос о доплатах к пенсии сельским старостам, ведь большинство из них – пенсионеры, считает Александр Авилов.

Использовать опыт ТОС

Зампред областного Собрания Игорь Чесноков напомнил, что в регионе работает более тысячи органов ТОС, абсолютное большинство их действуют на селе; важно, чтобы не было противостояния между ТОСами и старостами, чтобы на место последних избирались уже зарекомендовавшие себя в общественной деятельности люди.

– Грех не воспользоваться опытом ТОС и не увязать эти институты друг с другом, – уверен Игорь Чесноков. Должен быть разработан специальный нормативно-правовой акт о статусе старост и гарантиях их деятельности, считает он.

В феврале будущего года в областном Собрании пройдет правительственный час, посвященный развитию общественного самоуправления в области.

– Может быть, лучше опираться на существующий опыт и не утяжелять требования? – позиция председателя Собрания Екатерины Прокопьевой. По ее мнению, не стоит принимать какие-то дополнительные документы помимо областного закона.

Как заявил Игорь Чесноков, необходимо увеличить поддержку ТОС с 16,5 миллиона до 21 миллиона рублей в год.

Александр Авилов предложил проанализировать, как работают общественные советы при муниципальных главах.

– Федеральные законодатели решили, что этот институт заслуживает того, чтобы закрепить его на уровне федерального закона, – подытожила Екатерина Прокопьева. – Но есть много нюансов, которые надо учитывать.

Большинство отзывов – положительные

Игорь Чесноков доложил о том, как областное Собрание взаимодействует с муниципалитетами. Региональные парламентарии направляют коллегам на местах проекты законов. Только те не очень-то активно изучают представленные документы: так, за последнее время по 16 законопроектам не поступило ни одного отзыва!

Но есть и противоположные примеры: закон о передаче полномочий в сфере градостроительной политики от местного самоуправления на уровень области получил 113 положительных отзывов и четыре, предлагающие убрать из него те или иные пункты. Тема злободневная, касающаяся всех муниципалитетов, потому и на местах столь активно откликнулись на нее.

Недостаточно активными бывают муниципалы и в такой важнейшей сфере, как обеспечение населения дровами. Так, несколько районов не предоставили информацию о потребности в дровах. Об этом сообщил региональный министр природных ресурсов и ЛПК Александр Ерулик. По прогнозам, потребность в дровах в текущем году составит 910 тысяч кубометров, из которых 640 тысяч – для котельных и различных организаций, остальное же необходимо местным жителям. Для оперативного решения проблем в обеспечении населения дровами при министерстве создана рабочая группа с участием всех заинтересованных сторон.

Миллиарды – на образование

Региональный министр финансов Елена Усачева озвучила основные параметры бюджета, который уже принят парламентариями в первом чтении.

Для муниципалов наибольший интерес представляли цифры финансовой поддержки муниципалитетов, планируемые на 2019-й и два последующих года, а они весьма внушительны. Общая цифра межбюджетных трансфертов, перечисляемых муниципалитетам, – почти 25 миллиардов рублей, из которых 22,4 миллиарда – средства областного бюджета, свыше 2,4 миллиарда – федеральные деньги. При этом львиная доля средств будет направлена на реализацию общеобразовательных программ, сотни миллионов пойдут на формирование комфортной городской среды, ремонт дорог и другие цели.

Самоуправление на деревне

Проект областного закона о реализации госполномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления, который уже принят в первом чтении на ноябрьской сессии, предусматривает введение института старост.

Документ разработан в развитие положений федерального законодательства; согласно закону старост будут избирать на срок не менее двух и не более пяти лет в сельских населенных пунктах, в том числе входящих в состав городских округов – например, Архангельска. Необходимые условия – совершеннолетие и проживание на данной территории.

Утверждаться они будут решением местного представительного органа. К сожалению, на законопроект поступили только два отклика, из них лишь один – официальный, от главы муниципалитета.

Нужны средства

Введение института старост – сама по себе вещь полезная и необходимая, хотя вопросов относительно реализации этого закона на практике немало. Где найти людей и за счет чего финансировать их работу? Ведь, что греха таить, бессребреников, готовых работать на голом энтузиазме, немного.

Председатель Приморского районного Собрания Александр Авилов, посетивший недавно Ленинградскую область, отметил:

– Институт старост работает хорошо, но финансирования его нет и не будет. Всего в регионе более четырех тысяч населенных пунктов, где нужны старосты. В то же время существуют проблемы даже с формированием депутатского корпуса поселений. Нужны люди, а их нужно стимулировать. Можно рассмотреть вопрос о доплатах к пенсии сельским старостам, ведь большинство из них – пенсионеры, считает Александр Авилов.

Использовать опыт ТОС

Зампред областного Собрания Игорь Чесноков напомнил, что в регионе работает более тысячи органов ТОС, абсолютное большинство их действуют на селе; важно, чтобы не было противостояния между ТОСами и старостами, чтобы на место последних избирались уже зарекомендовавшие себя в общественной деятельности люди.

– Грех не воспользоваться опытом ТОС и не увязать эти институты друг с другом, – уверен Игорь Чесноков. Должен быть разработан специальный нормативно-правовой акт о статусе старост и гарантиях их деятельности, считает он.

В феврале будущего года в областном Собрании пройдет правительственный час, посвященный развитию общественного самоуправления в области.

– Может быть, лучше опираться на существующий опыт и не утяжелять требования? – позиция председателя Собрания Екатерины Прокопьевой. По ее мнению, не стоит принимать какие-то дополнительные документы помимо областного закона.

Как заявил Игорь Чесноков, необходимо увеличить поддержку ТОС с 16,5 миллиона до 21 миллиона рублей в год.

Александр Авилов предложил проанализировать, как работают общественные советы при муниципальных главах.

– Федеральные законодатели решили, что этот институт заслуживает того, чтобы закрепить его на уровне федерального закона, – подытожила Екатерина Прокопьева. – Но есть много нюансов, которые надо учитывать.

Большинство отзывов – положительные

Игорь Чесноков доложил о том, как областное Собрание взаимодействует с муниципалитетами. Региональные парламентарии направляют коллегам на местах проекты законов. Только те не очень-то активно изучают представленные документы: так, за последнее время по 16 законопроектам не поступило ни одного отзыва!

Но есть и противоположные примеры: закон о передаче полномочий в сфере градостроительной политики от местного самоуправления на уровень области получил 113 положительных отзывов и четыре, предлагающие убрать из него те или иные пункты. Тема злободневная, касающаяся всех муниципалитетов, потому и на местах столь активно откликнулись на нее.

Недостаточно активными бывают муниципалы и в такой важнейшей сфере, как обеспечение населения дровами. Так, несколько районов не предоставили информацию о потребности в дровах. Об этом сообщил региональный министр природных ресурсов и ЛПК Александр Ерулик. По прогнозам, потребность в дровах в текущем году составит 910 тысяч кубометров, из которых 640 тысяч – для котельных и различных организаций, остальное же необходимо местным жителям. Для оперативного решения проблем в обеспечении населения дровами при министерстве создана рабочая группа с участием всех заинтересованных сторон.

Поделиться
29888