26 июля 2018

Скромный и величественный русский пейзаж

Завоеванием живописи второй половины XIX века был русский национальный пейзаж. Выезды на пленэр, путешествия по Волге, обращение к любимым среднерусским уголкам вошли в жизнь многих художников. Скромный и величественный пейзаж: памятники древнерусской архитектуры, могучие леса, уходящие и зовущие в неизведанную даль дороги, разливы рек, широкие луга – все это стало основной темой многих картин. Становление реалистической пейзажной живописи в России было частью общего процесса развития демократического реализма в русском искусстве. Условному, искусственно сочиненному академическому пейзажу, который бытовал ранее, художники-передвижники противопоставляли естественный, порой бесхитростный и обыденный вид с натуры. С наибольшей силой эти новые реалистические установки отразились в творчестве знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который с натуралистической точностью писал этюды, а затем на их основе сочинял картины. Другого русского художника, Исаака Ильича Левитана, в истории живописи величают не иначе как мастером пейзажа настроения. Это направление пейзажной живописи, в котором силен момент чувственного восприятия природы, изображение заброшенных уголков, чье романтическое очарование и поэтичность тонко передает кисть мастера. В собрании музейного объединения есть несколько работ Исаака Левитана. Одна из них – этюд «Лунная ночь» – поступила к нам из Русского музея. Кстати, она не раз меняла свое название («Пейзаж ночью», «Ночной пейзаж»), но нынешнее, последнее, нам кажется более точным. Мотив лунной ночи появляется в творчестве Левитана в конце 1890-х годов. В 1897-м он пишет такие работы, как «Лунная ночь. Деревня», «Лунная ночь. Большая дорога», сейчас они хранятся в Государственном Русском музее. Известно, что, исполнив этюд дороги с березами, Левитан решил в картине заменить день лунной ночью, «чтобы ее чарами усилить эту зовущую душу вдаль силу дороги», воспетую в русской литературе, которую художник знал и любил. И вот этот лунный пейзаж – перед нами.

Елена Ружникова, искусствовед музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

Скромный и величественный пейзаж: памятники древнерусской архитектуры, могучие леса, уходящие и зовущие в неизведанную даль дороги, разливы рек, широкие луга – все это стало основной темой многих картин.

Становление реалистической пейзажной живописи в России было частью общего процесса развития демократического реализма в русском искусстве. Условному, искусственно сочиненному академическому пейзажу, который бытовал ранее, художники-передвижники противопоставляли естественный, порой бесхитростный и обыденный вид с натуры. С наибольшей силой эти новые реалистические установки отразились в творчестве знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который с натуралистической точностью писал этюды, а затем на их основе сочинял картины.

Другого русского художника, Исаака Ильича Левитана, в истории живописи величают не иначе как мастером пейзажа настроения. Это направление пейзажной живописи, в котором силен момент чувственного восприятия природы, изображение заброшенных уголков, чье романтическое очарование и поэтичность тонко передает кисть мастера.

В собрании музейного объединения есть несколько работ Исаака Левитана. Одна из них – этюд «Лунная ночь» – поступила к нам из Русского музея. Кстати, она не раз меняла свое название («Пейзаж ночью», «Ночной пейзаж»), но нынешнее, последнее, нам кажется более точным. Мотив лунной ночи появляется в творчестве Левитана в конце 1890-х годов. В 1897-м он пишет такие работы, как «Лунная ночь. Деревня», «Лунная ночь. Большая дорога», сейчас они хранятся в Государственном Русском музее.

Известно, что, исполнив этюд дороги с березами, Левитан решил в картине заменить день лунной ночью, «чтобы ее чарами усилить эту зовущую душу вдаль силу дороги», воспетую в русской литературе, которую художник знал и любил.

И вот этот лунный пейзаж – перед нами.

Елена Ружникова, искусствовед музейного объединения
«Художественная культура Русского Севера»

Поделиться
27968