Раздельный сбор отходов введут постепенно
Мусоропереработка должна быть экономной
Министр природных ресурсов и ЛПК Александр Ерулик подвел итоги общественного обсуждения новой региональной территориальной схемы обращения с отходами. Откорректированную версию терсхемы опубликовали на сайте регионального министерства природных ресурсов и ЛПК.
В ее основе – замечания и предложения, полученные в ходе общественных обсуждений, а также результаты работы общественной комиссии по выбору места под полигон ТКО для агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск. Общее расчетное количество ТКО, образующихся на территории области, составляет 523 тысячи тонн в год. А их объем 3,8 миллиона кубометров.
Наиболее масштабные проекты в рамках новой терсхемы – три мусороперерабатывающих комплекса, которые должны возвести до 2024 года. Самый большой комплекс и площадку для биокомпостирования планируют разместить в Приморском районе, на 30-м километре по трассе М-8. Здесь же в дальнейшем будет предусмотрена переработка пластика. Строительство объекта планируется в 2021 году.
На Вельской земле в 2021-м также создадут комплекс, в который будут направлять отходы из Няндомского, Коношского, Шенкурского и Устьянского районов. А третий комплекс появится в Котласе в 2022 году. Здесь планируется наладить производство гофрокартона, сюда будут отправлять всю собранную в регионе макулатуру.
Министр достаточно подробно разъяснил причины, по которым действующие полигоны в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске необходимо закрывать на рекультивацию, деньги на которую поступят из федерального бюджета, а не трансформировать действующие свалки в новые объекты для хранения отходов. Согласно новым правилам минстроя возведение объектов хранения ТКО в черте городов запрещено.
– И еще одна ремарка, – добавил Александр Валерьевич. – Если вы посчитаете, даже если на коленке, сколько стоит создание трех объектов в трех городах с учетом требований, необходимости модернизации полигонов, то эти цифры будут значительно превышать существующие объемы инвестиции. И это все отразится на тарифах для населения.
Достаточно ясно была заявлена и позиция по поводу мусоросжигания. Немало было предложений исключить из терсхемы инсинераторы – установки для сжигания мусора. Порой представители общественности ссылаются при этом на опыт скандинавских стран. Однако и в Швеции, и в Финляндии мусор термически перерабатывают. Только в Финляндии действуют десять заводов по сжиганию отходов, а образующийся шлак используется в землеустроительных работах по всей стране. Сжигают его и в Швеции, особенно в отдаленных районах страны, хотя действительно этот способ утилизации отходов все менее в тренде. Об этом не так давно говорил на семинаре для журналистов в Архангельске эксперт Маттиас Хадберг.
– Мы изучили предложения рынка по устройствам термического обезвреживания отходов. Большинство из них имеют экологические сертификаты. При этом они предусматривают не только сжигание ТКО при высоких температурах, но и имеют систему дожига, что позволяет не допускать выброс в атмосферу вредных веществ выше допустимых норм, – отметил Александр Ерулик.
По словам Александра Валерьевича, для огромной области инсинераторы – это вариант для труднодоступных территорий, всего их планируется ввести 15.
Предусмотрен по терсхеме и 31 пункт временного накопления мусора. На специально отведенных площадках отходы должны храниться до 11 месяцев, а затем их будут вывозить на переработку.
– Это сделано для того, чтобы как можно сильнее сократить потенциальные платежи для населения, – также отметил Александр Ерулик.
По предложению муниципалитетов расширен перечень несанкционированных свалок, уточнены их координаты и объемы. Учтены и замечания по оптимизации маршрутов транспортировки ТКО. Также была произведена коррекция местоположения земельных участков для размещения контейнерных площадок, пунктов временного складирования ТКО.
Среди главных новаций – большая часть поступивших от граждан предложений была связана с теми или иными моделями введения раздельного сбора отходов (РСО). Это свидетельствует о том, что осознание важности разделения бытового мусора становится массовым.
И тем не менее сразу разделять отходы по пяти-шести фракциям, как предлагают некоторые экоактивисты, в правительстве посчитали преждевременным. На первых порах ставится задача ввести РСО по двум контейнерам: начать с того, чтобы отделять сухой и мокрый мусор. Сначала необходимо научиться на стадии накопления отходов разделять их на две составляющие: фракции, пригодные для повторного использования – полимеры, бумага, металл, стекло – и прочие отходы – пищевые и растительные. Поэтому терсхема рекомендует устанавливать не более двух контейнеров – для сухого и мокрого мусора, при этом предусматривается обязательный сбор бумаги и картона вне контейнерных площадок. В Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Коряжме, где производится основная масса отходов, инфраструктура для раздельного сбора будет создаваться с конца нынешнего и в первой половине 2020 года.
Сухой мусор специализированные на переработке предприятия досортировывают. Но в перспективе более глубокое разделение отходов при их сборке можно будет ввести. Александр Ерулик достаточно определенно выразил позицию ведомства:
– Со временем, когда будет отлажена логистика, в том числе по реализации полезных фракций, можно будет ввести и сортировку по пяти-шести фракциям, как нам предлагают.
Таким образом, уже в конце года РСО, о котором в течение года много говорили в тиши кабинетов чиновников и экоактивисты на митингах, может наконец стать реальностью.
Немало обращений и вопросов поступило и по нормативам образования отходов, которые, по мнению некоторых представителей общественности, не соответствуют действительности.
– Все расчеты произведены в строгом соответствии с нормативной базой, – разъяснил Александр Ерулик.
В соответствии с правилами нормативы определены как для физических, так и для юридических лиц. Для населения они дифференцированы в зависимости от типа поселений – городских или сельских, а также относительно типов домовладений.
А в завершении пресс-конференции Александр Ерулик особо отметил, что в откорректированной территориальной схеме «ни Шиеса, ни потенциальных каких-то там потоков с других субъектов не предусмотрено». Включение в терсхему объекта в Ленском районе возможно лишь при условии положительного результата государственной экологической экспертизы проектной документации, после проведения общественных обсуждений. Таким образом, терсхема и проект в Шиесе никак друг с другом не связаны.
Межмуниципальный полигон на 30-м километре трассы М-8 рассматривается как перспективный. Но и здесь необходимо еще пройти экологическую экспертизу, а также осуществить перевод земель лесного пользования в промышленную. Но и это возможно лишь после принятия территориальной схемы.
Второй этап общественных обсуждений – с учетом полученных предложений – запланирован до 26 августа. После утверждения терсхемы будут проводиться конкурсные процедуры по отбору регионального оператора. После его итогов новый оператор проведет торги на услуги по транспортировке ТКО. И после этого направит в агентство по тарифам и ценам заявку для установления тарифа по вывозу и утилизации ТКО. Поэтому министерство природных ресурсов планирует определиться с регоператором до конца года.
Комментарий
Ольга Грачева, руководитель общественного движения «Чистое Поморье»:
– Очевидно, что необходимо уменьшать количество отходов, вести их раздельный сбор и последующую переработку. Сейчас в области ведется информационная война против строительства нового межмуниципального полигона с призывами к стопроцентной переработке мусора. У меня как специалиста такие предложения доверия не вызывают. На сто процентов мусор сегодня не перерабатывает ни одна страна в мире. После любой переработки остаются так называемые «хвосты». Даже в экономически развитых странах Европы перерабатывают сегодня не более 35% от общей массы отходов. Я уверена, сегодня надо закрывать существующие полигоны в Новодвинске, Северодвинске, Архангельске, так как они не соответствуют саннормам. Некоторые экоактивисты предлагают реконструировать полигоны. Это абсурдная идея, идущая в разрез со здравым смыслом. Чем быстрее мы закроем свалки, тем больше шансов получить деньги из федерального бюджета на их рекультивацию по программе «Чистая страна». В местном бюджете таких средств никогда изыскать не удастся.
Министр природных ресурсов и ЛПК Александр Ерулик подвел итоги общественного обсуждения новой региональной территориальной схемы обращения с отходами. Откорректированную версию терсхемы опубликовали на сайте регионального министерства природных ресурсов и ЛПК.
В ее основе – замечания и предложения, полученные в ходе общественных обсуждений, а также результаты работы общественной комиссии по выбору места под полигон ТКО для агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск. Общее расчетное количество ТКО, образующихся на территории области, составляет 523 тысячи тонн в год. А их объем 3,8 миллиона кубометров.
Наиболее масштабные проекты в рамках новой терсхемы – три мусороперерабатывающих комплекса, которые должны возвести до 2024 года. Самый большой комплекс и площадку для биокомпостирования планируют разместить в Приморском районе, на 30-м километре по трассе М-8. Здесь же в дальнейшем будет предусмотрена переработка пластика. Строительство объекта планируется в 2021 году.
На Вельской земле в 2021-м также создадут комплекс, в который будут направлять отходы из Няндомского, Коношского, Шенкурского и Устьянского районов. А третий комплекс появится в Котласе в 2022 году. Здесь планируется наладить производство гофрокартона, сюда будут отправлять всю собранную в регионе макулатуру.
Министр достаточно подробно разъяснил причины, по которым действующие полигоны в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске необходимо закрывать на рекультивацию, деньги на которую поступят из федерального бюджета, а не трансформировать действующие свалки в новые объекты для хранения отходов. Согласно новым правилам минстроя возведение объектов хранения ТКО в черте городов запрещено.
– И еще одна ремарка, – добавил Александр Валерьевич. – Если вы посчитаете, даже если на коленке, сколько стоит создание трех объектов в трех городах с учетом требований, необходимости модернизации полигонов, то эти цифры будут значительно превышать существующие объемы инвестиции. И это все отразится на тарифах для населения.
Достаточно ясно была заявлена и позиция по поводу мусоросжигания. Немало было предложений исключить из терсхемы инсинераторы – установки для сжигания мусора. Порой представители общественности ссылаются при этом на опыт скандинавских стран. Однако и в Швеции, и в Финляндии мусор термически перерабатывают. Только в Финляндии действуют десять заводов по сжиганию отходов, а образующийся шлак используется в землеустроительных работах по всей стране. Сжигают его и в Швеции, особенно в отдаленных районах страны, хотя действительно этот способ утилизации отходов все менее в тренде. Об этом не так давно говорил на семинаре для журналистов в Архангельске эксперт Маттиас Хадберг.
– Мы изучили предложения рынка по устройствам термического обезвреживания отходов. Большинство из них имеют экологические сертификаты. При этом они предусматривают не только сжигание ТКО при высоких температурах, но и имеют систему дожига, что позволяет не допускать выброс в атмосферу вредных веществ выше допустимых норм, – отметил Александр Ерулик.
По словам Александра Валерьевича, для огромной области инсинераторы – это вариант для труднодоступных территорий, всего их планируется ввести 15.
Предусмотрен по терсхеме и 31 пункт временного накопления мусора. На специально отведенных площадках отходы должны храниться до 11 месяцев, а затем их будут вывозить на переработку.
– Это сделано для того, чтобы как можно сильнее сократить потенциальные платежи для населения, – также отметил Александр Ерулик.
По предложению муниципалитетов расширен перечень несанкционированных свалок, уточнены их координаты и объемы. Учтены и замечания по оптимизации маршрутов транспортировки ТКО. Также была произведена коррекция местоположения земельных участков для размещения контейнерных площадок, пунктов временного складирования ТКО.
Среди главных новаций – большая часть поступивших от граждан предложений была связана с теми или иными моделями введения раздельного сбора отходов (РСО). Это свидетельствует о том, что осознание важности разделения бытового мусора становится массовым.
И тем не менее сразу разделять отходы по пяти-шести фракциям, как предлагают некоторые экоактивисты, в правительстве посчитали преждевременным. На первых порах ставится задача ввести РСО по двум контейнерам: начать с того, чтобы отделять сухой и мокрый мусор. Сначала необходимо научиться на стадии накопления отходов разделять их на две составляющие: фракции, пригодные для повторного использования – полимеры, бумага, металл, стекло – и прочие отходы – пищевые и растительные. Поэтому терсхема рекомендует устанавливать не более двух контейнеров – для сухого и мокрого мусора, при этом предусматривается обязательный сбор бумаги и картона вне контейнерных площадок. В Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Коряжме, где производится основная масса отходов, инфраструктура для раздельного сбора будет создаваться с конца нынешнего и в первой половине 2020 года.
Сухой мусор специализированные на переработке предприятия досортировывают. Но в перспективе более глубокое разделение отходов при их сборке можно будет ввести. Александр Ерулик достаточно определенно выразил позицию ведомства:
– Со временем, когда будет отлажена логистика, в том числе по реализации полезных фракций, можно будет ввести и сортировку по пяти-шести фракциям, как нам предлагают.
Таким образом, уже в конце года РСО, о котором в течение года много говорили в тиши кабинетов чиновников и экоактивисты на митингах, может наконец стать реальностью.
Немало обращений и вопросов поступило и по нормативам образования отходов, которые, по мнению некоторых представителей общественности, не соответствуют действительности.
– Все расчеты произведены в строгом соответствии с нормативной базой, – разъяснил Александр Ерулик.
В соответствии с правилами нормативы определены как для физических, так и для юридических лиц. Для населения они дифференцированы в зависимости от типа поселений – городских или сельских, а также относительно типов домовладений.
А в завершении пресс-конференции Александр Ерулик особо отметил, что в откорректированной территориальной схеме «ни Шиеса, ни потенциальных каких-то там потоков с других субъектов не предусмотрено». Включение в терсхему объекта в Ленском районе возможно лишь при условии положительного результата государственной экологической экспертизы проектной документации, после проведения общественных обсуждений. Таким образом, терсхема и проект в Шиесе никак друг с другом не связаны.
Межмуниципальный полигон на 30-м километре трассы М-8 рассматривается как перспективный. Но и здесь необходимо еще пройти экологическую экспертизу, а также осуществить перевод земель лесного пользования в промышленную. Но и это возможно лишь после принятия территориальной схемы.
Второй этап общественных обсуждений – с учетом полученных предложений – запланирован до 26 августа. После утверждения терсхемы будут проводиться конкурсные процедуры по отбору регионального оператора. После его итогов новый оператор проведет торги на услуги по транспортировке ТКО. И после этого направит в агентство по тарифам и ценам заявку для установления тарифа по вывозу и утилизации ТКО. Поэтому министерство природных ресурсов планирует определиться с регоператором до конца года.
Комментарий
Ольга Грачева, руководитель общественного движения «Чистое Поморье»:
– Очевидно, что необходимо уменьшать количество отходов, вести их раздельный сбор и последующую переработку. Сейчас в области ведется информационная война против строительства нового межмуниципального полигона с призывами к стопроцентной переработке мусора. У меня как специалиста такие предложения доверия не вызывают. На сто процентов мусор сегодня не перерабатывает ни одна страна в мире. После любой переработки остаются так называемые «хвосты». Даже в экономически развитых странах Европы перерабатывают сегодня не более 35% от общей массы отходов. Я уверена, сегодня надо закрывать существующие полигоны в Новодвинске, Северодвинске, Архангельске, так как они не соответствуют саннормам. Некоторые экоактивисты предлагают реконструировать полигоны. Это абсурдная идея, идущая в разрез со здравым смыслом. Чем быстрее мы закроем свалки, тем больше шансов получить деньги из федерального бюджета на их рекультивацию по программе «Чистая страна». В местном бюджете таких средств никогда изыскать не удастся.