16 ноября 2018

Работая для людей и на благо общества

«Налоги для государства – то же, что паруса для корабля» – это изречение императрицы Екатерины II актуально и в современном мире. Налоговая служба – одна из наиболее эффективных и влиятельных структур государственного управления, надежная опора власти, один из гарантов финансовой безопасности страны. Ведомство обеспечивает реализацию экономической и социальной политики, содействует исполнению конституционных прав граждан на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

В преддверии профессионального праздника – Дня работника налоговых органов, который ежегодно отмечается 21 ноября, гостем нашей редакции стала Ирина Шишкова, начальник ИФНС России по г. Архангельску.

Цифры и факты

– Профессиональный праздник – это еще и повод для подведения итогов. Традиционно деятельность налоговых органов оценивается по количественным показателям. Ирина Сергеевна, можно подытожить некоторые цифры?

– Цифры отвечают праздничному настроению. В текущем году от налогоплательщиков Архангельска поступило в бюджет более 16 миллиардов рублей налогов и сборов. Это на 10% больше, чем в прошлом году. Кроме того, нашей инспекцией обеспечено около 12 миллиардов рублей страховых взносов. За этими цифрами – заработная плата бюджетников, социальные выплаты, благоустройство территорий, здравоохранение и образование.

Сервисная компания, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства

– Налоговая служба была создана в 1990 году. За истекшее время поменялись подходы к налоговому администрированию. С вашей точки зрения, какой аспект сейчас преобладает – фискальный или сервисный?

– Я считаю, что основная цель налоговой службы – обеспечить доходы бюджета. Для этого мы используем различные инструменты, в первую очередь – сервисные. Создаем комфортные условия для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов, повышаем их налоговую грамотность. Но есть и недобросовестные предприятия, не желающие честно платить налоги. Для них предназначены фискальные меры – проверки, привлечение к ответственности, взыскание задолженности.

Но и здесь многое изменилось. Уже давно ушли в прошлое тотальные проверки, контрольная работа приобрела адресный характер. В несколько раз сократилось количество выездных проверок. Например, в 2010-м их было 126, а в последние три года – чуть более 20 ежегодно. Согласитесь, что это мизерная доля, ведь на учете в инспекции состоит около 24 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти цифры наглядно опровергают спекулятивные домыслы о том, что бизнес душат налоговыми проверками.

В основе каждого контрольного мероприятия лежит анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Тщательная подготовка обеспечивает объективный подход к назначению проверок. Так, в последние три года доля сумм, выигранных в арбитражных судах по проверкам, варьируется от 85 до 97 процентов.

Недобросовестных налогоплательщиков – к ответу!

– Допустить ошибку может каждый налогоплательщик, но есть и заведомо недобросовестные компании, которые создаются с участием подставных лиц и предназначены исключительно для осуществления незаконных схем ухода от уплаты налогов.

– Действительно, существует такая незаконная практика. В поисках дополнительного заработка люди соглашаются подписать документы о создании юридического лица, «поработать» номинальным директором или выдать доверенность на совершение подобных действий от своего имени без фактических намерений осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. А это уголовное преступление, за которое можно поплатиться не только крупным штрафом, но и лишением свободы.

Наша инспекция активно противодействует созданию и деятельности фиктивных компаний. В этом году уже установлено более 100 фактов регистрации организаций на подставных лиц. На данный момент в отношении граждан, выступавших в качестве номинальных руководителей, правоохранительными органами возбуждено 47 уголовных дел.

Очень часто жертвами злоумышленников становятся молодые люди, пенсионеры, которые за незначительное вознаграждение позволяют вовлечь себя в преступную деятельность. Мы призываем людей, к которым обращаются с подобными просьбами: не совершайте необдуманных поступков. Помните, что за проявленное легкомыслие придется расплачиваться не только деньгами, но и собственным будущим.

А что касается учредителей и руководителей компаний, которые применяют незаконные агрессивные схемы ухода от налогообложения, то они будут неминуемо привлекаться к уголовной ответственности. Уже есть примеры, когда суды приговаривали виновных к наказанию в виде лишения свободы на 2–3 года, пусть даже и условному.

Интернет-технологии стали нормой жизни

– Налоговая служба первым из органов госвласти начала взаимодействовать с бизнесом по электронным каналам.

– Бумажный документооборот с налоговиками постепенно уходит в прошлое. Причина этого – в неоспоримых преимуществах телекоммуникационных каналов связи как самого удобного и перспективного способа взаимодействия. К тому же он дает возможность получения информационных услуг в электронном виде – справок о состоянии расчетов, актов сверки, выписок о состоянии расчетов. Судите сами – на сегодняшний день электронный документооборот выбрали 94% организаций и 85% индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в нашей инспекции.

– Расскажите немного о развитии электронных сервисов Федеральной налоговой службы.

– Сейчас существует порядка 50 сервисов, ознакомиться с которыми можно на сайте ФНС России. Каждый из них в конечном счете призван облегчить налогоплательщику его основную задачу – уплачивать налоги своевременно и в полном объеме. Они также решают задачу информирования пользователей. Например, можно узнать, в каком состоянии находится рассмотрение жалобы, просмотреть нормативные и методические материалы нашего ведомства, получить данные о контрагенте. Свободный доступ к различной информации подчеркивает принцип открытости налоговой службы.

Все более популярным становится «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Например, в Архангельске его услугами пользуются более 53 тысяч жителей. Этот сервис дает возможность получать информацию и документы, подавать декларации и платить налоги в удобном месте и в удобное время.

В этом году на сайте ФНС России была создана промо-страница «Налоговое уведомление 2018». С ее помощью можно быстро разобраться в уведомлении на уплату имущественных налогов. В простой и доступной форме здесь описывается содержание его разделов и разъясняется порядок их формирования, а также предлагаются ответы на наиболее часто возникающие у налогоплательщиков вопросы.

Комфорт и дружелюбие

– Руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин в одном из интервью сказал, что гражданину должно быть удобно исполнять свои налоговые обязательства.

– Создание комфортных для налогоплательщиков условий, клиентоориентированность – это приоритет нашего ведомства. Для удобства граждан созданы и развиваются интернет-технологии, но они пока не могут полностью заменить личного приема посетителей. В инспекции он ведется в удобных операционных залах, введена система электронной очереди. Постоянно обновляются информационные стенды. Здесь можно воспользоваться программным обеспечением для подготовки налоговой декларации. Операционные залы работают в удобном для посетителей режиме – без перерыва на обед, по определенным дням – в вечернее время.

Преданность делу

– Ирина Сергеевна, в завершение нашей беседы позвольте поздравить вас и ваших коллег с профессиональным праздником.

– Спасибо. Я также воспользуюсь случаем, чтобы адресовать слова признательности всем сотрудникам налоговой службы, выполняющим свой профессиональный долг на благо государства. Это нелегкий труд, который требует преданности делу, высокого профессионализма и внимательного отношения к людям. В нашем ведомстве работают энергичные, ответственные и талантливые специалисты, энтузиасты своего дела. Кстати сказать, среди сотрудников инспекции – 27 значкистов ГТО, призеры и участники чемпионатов областной организации «Динамо» по легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам, настольному теннису. Здоровья вам, уважаемые коллеги, оптимизма, новых достижений и личного благополучия. Отдельные поздравления ветеранам – тем, кто создавал налоговую службу в начале девяностых, закладывал основы ее деятельности.

В преддверии профессионального праздника – Дня работника налоговых органов, который ежегодно отмечается 21 ноября, гостем нашей редакции стала Ирина Шишкова, начальник ИФНС России по г. Архангельску.

Цифры и факты

– Профессиональный праздник – это еще и повод для подведения итогов. Традиционно деятельность налоговых органов оценивается по количественным показателям. Ирина Сергеевна, можно подытожить некоторые цифры?

– Цифры отвечают праздничному настроению. В текущем году от налогоплательщиков Архангельска поступило в бюджет более 16 миллиардов рублей налогов и сборов. Это на 10% больше, чем в прошлом году. Кроме того, нашей инспекцией обеспечено около 12 миллиардов рублей страховых взносов. За этими цифрами – заработная плата бюджетников, социальные выплаты, благоустройство территорий, здравоохранение и образование.

Сервисная компания, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства

– Налоговая служба была создана в 1990 году. За истекшее время поменялись подходы к налоговому администрированию. С вашей точки зрения, какой аспект сейчас преобладает – фискальный или сервисный?

– Я считаю, что основная цель налоговой службы – обеспечить доходы бюджета. Для этого мы используем различные инструменты, в первую очередь – сервисные. Создаем комфортные условия для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов, повышаем их налоговую грамотность. Но есть и недобросовестные предприятия, не желающие честно платить налоги. Для них предназначены фискальные меры – проверки, привлечение к ответственности, взыскание задолженности.

Но и здесь многое изменилось. Уже давно ушли в прошлое тотальные проверки, контрольная работа приобрела адресный характер. В несколько раз сократилось количество выездных проверок. Например, в 2010-м их было 126, а в последние три года – чуть более 20 ежегодно. Согласитесь, что это мизерная доля, ведь на учете в инспекции состоит около 24 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти цифры наглядно опровергают спекулятивные домыслы о том, что бизнес душат налоговыми проверками.

В основе каждого контрольного мероприятия лежит анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Тщательная подготовка обеспечивает объективный подход к назначению проверок. Так, в последние три года доля сумм, выигранных в арбитражных судах по проверкам, варьируется от 85 до 97 процентов.

Недобросовестных налогоплательщиков – к ответу!

– Допустить ошибку может каждый налогоплательщик, но есть и заведомо недобросовестные компании, которые создаются с участием подставных лиц и предназначены исключительно для осуществления незаконных схем ухода от уплаты налогов.

– Действительно, существует такая незаконная практика. В поисках дополнительного заработка люди соглашаются подписать документы о создании юридического лица, «поработать» номинальным директором или выдать доверенность на совершение подобных действий от своего имени без фактических намерений осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. А это уголовное преступление, за которое можно поплатиться не только крупным штрафом, но и лишением свободы.

Наша инспекция активно противодействует созданию и деятельности фиктивных компаний. В этом году уже установлено более 100 фактов регистрации организаций на подставных лиц. На данный момент в отношении граждан, выступавших в качестве номинальных руководителей, правоохранительными органами возбуждено 47 уголовных дел.

Очень часто жертвами злоумышленников становятся молодые люди, пенсионеры, которые за незначительное вознаграждение позволяют вовлечь себя в преступную деятельность. Мы призываем людей, к которым обращаются с подобными просьбами: не совершайте необдуманных поступков. Помните, что за проявленное легкомыслие придется расплачиваться не только деньгами, но и собственным будущим.

А что касается учредителей и руководителей компаний, которые применяют незаконные агрессивные схемы ухода от налогообложения, то они будут неминуемо привлекаться к уголовной ответственности. Уже есть примеры, когда суды приговаривали виновных к наказанию в виде лишения свободы на 2–3 года, пусть даже и условному.

Интернет-технологии стали нормой жизни

– Налоговая служба первым из органов госвласти начала взаимодействовать с бизнесом по электронным каналам.

– Бумажный документооборот с налоговиками постепенно уходит в прошлое. Причина этого – в неоспоримых преимуществах телекоммуникационных каналов связи как самого удобного и перспективного способа взаимодействия. К тому же он дает возможность получения информационных услуг в электронном виде – справок о состоянии расчетов, актов сверки, выписок о состоянии расчетов. Судите сами – на сегодняшний день электронный документооборот выбрали 94% организаций и 85% индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в нашей инспекции.

– Расскажите немного о развитии электронных сервисов Федеральной налоговой службы.

– Сейчас существует порядка 50 сервисов, ознакомиться с которыми можно на сайте ФНС России. Каждый из них в конечном счете призван облегчить налогоплательщику его основную задачу – уплачивать налоги своевременно и в полном объеме. Они также решают задачу информирования пользователей. Например, можно узнать, в каком состоянии находится рассмотрение жалобы, просмотреть нормативные и методические материалы нашего ведомства, получить данные о контрагенте. Свободный доступ к различной информации подчеркивает принцип открытости налоговой службы.

Все более популярным становится «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Например, в Архангельске его услугами пользуются более 53 тысяч жителей. Этот сервис дает возможность получать информацию и документы, подавать декларации и платить налоги в удобном месте и в удобное время.

В этом году на сайте ФНС России была создана промо-страница «Налоговое уведомление 2018». С ее помощью можно быстро разобраться в уведомлении на уплату имущественных налогов. В простой и доступной форме здесь описывается содержание его разделов и разъясняется порядок их формирования, а также предлагаются ответы на наиболее часто возникающие у налогоплательщиков вопросы.

Комфорт и дружелюбие

– Руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин в одном из интервью сказал, что гражданину должно быть удобно исполнять свои налоговые обязательства.

– Создание комфортных для налогоплательщиков условий, клиентоориентированность – это приоритет нашего ведомства. Для удобства граждан созданы и развиваются интернет-технологии, но они пока не могут полностью заменить личного приема посетителей. В инспекции он ведется в удобных операционных залах, введена система электронной очереди. Постоянно обновляются информационные стенды. Здесь можно воспользоваться программным обеспечением для подготовки налоговой декларации. Операционные залы работают в удобном для посетителей режиме – без перерыва на обед, по определенным дням – в вечернее время.

Преданность делу

– Ирина Сергеевна, в завершение нашей беседы позвольте поздравить вас и ваших коллег с профессиональным праздником.

– Спасибо. Я также воспользуюсь случаем, чтобы адресовать слова признательности всем сотрудникам налоговой службы, выполняющим свой профессиональный долг на благо государства. Это нелегкий труд, который требует преданности делу, высокого профессионализма и внимательного отношения к людям. В нашем ведомстве работают энергичные, ответственные и талантливые специалисты, энтузиасты своего дела. Кстати сказать, среди сотрудников инспекции – 27 значкистов ГТО, призеры и участники чемпионатов областной организации «Динамо» по легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам, настольному теннису. Здоровья вам, уважаемые коллеги, оптимизма, новых достижений и личного благополучия. Отдельные поздравления ветеранам – тем, кто создавал налоговую службу в начале девяностых, закладывал основы ее деятельности.

Поделиться
29597