Правила взрослых игр лучше изучить еще в школе
Как объяснить подросткам, что такое кредиты и микрозаймы? Как научить их правильно оценивать свои финансовые возможности? Специалисты считают, что лучший способ сделать это – игра.
В Архангельске прошел двухдневный семинар для преподавателей, на котором их познакомили с методиками организации и проведения различных видов игр – деловых, станционных, интеллектуальных – и дали им попробовать себя в качестве игроков.
В нем приняли участие педагоги, тьюторы и методисты по финансовой грамотности, представители Роспотребнадзора из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Коношского и Холмогорского районов.
Ведущей темой занятий стало воспитание финансовой грамотности у школьников. Так что теперь дело за малым – применить новые знания в общении со своими учениками.
Полное погружение
Чтобы понять и почувствовать себя распорядителями немалых финансовых средств, участникам семинара предложили деловую игру «Услуги финансовых организаций». Два с половиной часа игрового времени, условно поделенные на пять лет, пролетели незаметно. Цель – приобрести как можно больше игровых клеток, задачи – все просчитать и заработать для этого необходимые средства. Условия максимально приближены к жизни. Участники могли делать вклады в банки и брать кредиты, участвовать в инвестиционных программах и пытаться установить конструктивные отношения с микрофинансовыми организациями. Наконец, обращаться в государственные органы за защитой нарушенных прав потребителей финансовых продуктов.
И что интересно, каждая команда выбирала свою стратегию. Одни предпочитали брать кредиты, другие – делать вклады. Кто-то сразу приобретал клетки «недвижимости», а кто-то пытался делать деньги в течение всей игры и вложился лишь в конце…
Здесь было все: и оставшиеся без гроша вкладчики прогоревшего банка, и договоры с условиями мелким шрифтом, которые по привычке мало кто прочитал, и навязанные услуги страхования, и обращения в суд, Центральный банк и Роспотребнадзор, и оживленные дискуссии.
И, конечно, масса самых разных эмоций.
– Неужели банк нужно еще и проверять?!!
– Конечно, это же ваша ответственность!
Одним словом, полное погружение в игровые условия, максимально приближенные к реальной жизни.
Все дело в мотивации
– Отличное мероприятие. Здесь нам дали то, что я долго пыталась найти самостоятельно – в Интернете, в магазинах с настольными играми, где, кроме «Монополии», ничего предложить не могли.
Но она слишком далека от жизни. Здесь же все максимально приближено, отрабатываются практические навыки, – поделилась впечатлениями менеджер по страхованию Светлана Некрасова. – Я уверена, что надо разбираться, пошагово, потихоньку становиться финансово грамотным. Должна быть самомотивация.
Кроме того, обязательно надо объяснять людям, и детям в первую очередь, что важно все не тратить, а какую-то копеечку обязательно оставлять на определенную цель, научить ставить эти цели.
– Я впервые участвую в деловой игре и в таком проекте по финансовой грамотности и надеюсь, что все полученные знания смогу применять в своей работе, – говорит преподаватель кафедры финансов и кредита САФУ Рита Михайлян. – Думаю, для студентов такая форма обучения окажется привлекательной. Конечно, придется полученные материалы несколько подкорректировать, поскольку пока у них знаний по использованию различных финансовых инструментов недостаточно, но уверена, что они справятся, даже если и не с первого раза. Такая форма деловой игры учит думать и рассуждать, оценивать свои возможности, в некоторых случаях – рисковать. И параллель с реальной жизнью четко прослеживается. Наши дети, находясь под опекой родителей, со многими проблемами взрослой жизни еще не сталкивались, так что не мешало бы подготовиться.
Финансовые – тоже услуги
Так к чему же все это? Как показывает практика, люди часто не знают, куда обратиться, если возникли неприятности с банком, микрофинансовой организацией.
А ведь речь идет в первую очередь о защите прав потребителей. Продукты и услуги бывают не только бытовые, есть еще и финансовые.
Именно финансовые продукты постоянно усложняются, растет их количество. Предоставляют эти услуги кредитные организации – банки, МФО. Соответственно, есть государственные органы, которые смогут защитить ваши права как потребителей финансовых услуг: Роспотребнадзор, Центральный банк РФ, Агентство по страхованию вкладов…
В ходе таких занятий, которые предложили нашим учителям, люди, проигрывая различные жизненные ситуации, учатся правильно и грамотно на них реагировать. И теперь, решив взять кредит в банке, скорее всего, задумаются над тем, где условия выгоднее, сопоставят свои расходы и доходы, смогут ли вообще этот кредит погасить. Или хотя бы лишний раз договор перечитают, особенно те условия, которые написаны мелким шрифтом.
И все это особенно важно для школьников и студентов, у которых жизненного опыта практически нет, а финансовая самостоятельность и ответственность появляется уже с 18 лет.
Валентина Даниловская, представитель министерства финансов Архангельской области:
– Семинар по теме защиты прав потребителей финансовых услуг проводят консультанты компании «ПАКК» совместно с Архангельским областным институтом открытого образования. Такие семинары стали доступны для нас благодаря проекту Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Архангельская область является участником проекта с 2013 года, на региональном уровне принята соответствующая программа.
Защита прав потребителей финансовых услуг является одной из актуальнейших задач проекта и региональной программы. Нынешнее мероприятие стало уже четвертым на эту тему. И, что особенно важно, проходят они с приглашением экспертов, представителей федеральных органов власти, курирующих этот вопрос.
Ирина Баринова, директор департамента консалтинга ЗАО «ПАКК»:
– Основная цель – формирование ответственного финансового поведения школьников как будущих участников финансовой системы, как людей, которые должны не только уметь пользоваться финансами, но и защитить свои права. Все наши наработки, которые мы предложили педагогам, уже опробованы, так что теперь задача – передать опыт по разработке и проведению деловых игр максимально широко.
В Архангельске прошел двухдневный семинар для преподавателей, на котором их познакомили с методиками организации и проведения различных видов игр – деловых, станционных, интеллектуальных – и дали им попробовать себя в качестве игроков.
В нем приняли участие педагоги, тьюторы и методисты по финансовой грамотности, представители Роспотребнадзора из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Коношского и Холмогорского районов.
Ведущей темой занятий стало воспитание финансовой грамотности у школьников. Так что теперь дело за малым – применить новые знания в общении со своими учениками.
Полное погружение
Чтобы понять и почувствовать себя распорядителями немалых финансовых средств, участникам семинара предложили деловую игру «Услуги финансовых организаций». Два с половиной часа игрового времени, условно поделенные на пять лет, пролетели незаметно. Цель – приобрести как можно больше игровых клеток, задачи – все просчитать и заработать для этого необходимые средства. Условия максимально приближены к жизни. Участники могли делать вклады в банки и брать кредиты, участвовать в инвестиционных программах и пытаться установить конструктивные отношения с микрофинансовыми организациями. Наконец, обращаться в государственные органы за защитой нарушенных прав потребителей финансовых продуктов.
И что интересно, каждая команда выбирала свою стратегию. Одни предпочитали брать кредиты, другие – делать вклады. Кто-то сразу приобретал клетки «недвижимости», а кто-то пытался делать деньги в течение всей игры и вложился лишь в конце…
Здесь было все: и оставшиеся без гроша вкладчики прогоревшего банка, и договоры с условиями мелким шрифтом, которые по привычке мало кто прочитал, и навязанные услуги страхования, и обращения в суд, Центральный банк и Роспотребнадзор, и оживленные дискуссии.
И, конечно, масса самых разных эмоций.
– Неужели банк нужно еще и проверять?!!
– Конечно, это же ваша ответственность!
Одним словом, полное погружение в игровые условия, максимально приближенные к реальной жизни.
Все дело в мотивации
– Отличное мероприятие. Здесь нам дали то, что я долго пыталась найти самостоятельно – в Интернете, в магазинах с настольными играми, где, кроме «Монополии», ничего предложить не могли.
Но она слишком далека от жизни. Здесь же все максимально приближено, отрабатываются практические навыки, – поделилась впечатлениями менеджер по страхованию Светлана Некрасова. – Я уверена, что надо разбираться, пошагово, потихоньку становиться финансово грамотным. Должна быть самомотивация.
Кроме того, обязательно надо объяснять людям, и детям в первую очередь, что важно все не тратить, а какую-то копеечку обязательно оставлять на определенную цель, научить ставить эти цели.
– Я впервые участвую в деловой игре и в таком проекте по финансовой грамотности и надеюсь, что все полученные знания смогу применять в своей работе, – говорит преподаватель кафедры финансов и кредита САФУ Рита Михайлян. – Думаю, для студентов такая форма обучения окажется привлекательной. Конечно, придется полученные материалы несколько подкорректировать, поскольку пока у них знаний по использованию различных финансовых инструментов недостаточно, но уверена, что они справятся, даже если и не с первого раза. Такая форма деловой игры учит думать и рассуждать, оценивать свои возможности, в некоторых случаях – рисковать. И параллель с реальной жизнью четко прослеживается. Наши дети, находясь под опекой родителей, со многими проблемами взрослой жизни еще не сталкивались, так что не мешало бы подготовиться.
Финансовые – тоже услуги
Так к чему же все это? Как показывает практика, люди часто не знают, куда обратиться, если возникли неприятности с банком, микрофинансовой организацией.
А ведь речь идет в первую очередь о защите прав потребителей. Продукты и услуги бывают не только бытовые, есть еще и финансовые.
Именно финансовые продукты постоянно усложняются, растет их количество. Предоставляют эти услуги кредитные организации – банки, МФО. Соответственно, есть государственные органы, которые смогут защитить ваши права как потребителей финансовых услуг: Роспотребнадзор, Центральный банк РФ, Агентство по страхованию вкладов…
В ходе таких занятий, которые предложили нашим учителям, люди, проигрывая различные жизненные ситуации, учатся правильно и грамотно на них реагировать. И теперь, решив взять кредит в банке, скорее всего, задумаются над тем, где условия выгоднее, сопоставят свои расходы и доходы, смогут ли вообще этот кредит погасить. Или хотя бы лишний раз договор перечитают, особенно те условия, которые написаны мелким шрифтом.
И все это особенно важно для школьников и студентов, у которых жизненного опыта практически нет, а финансовая самостоятельность и ответственность появляется уже с 18 лет.
Валентина Даниловская, представитель министерства финансов Архангельской области:
– Семинар по теме защиты прав потребителей финансовых услуг проводят консультанты компании «ПАКК» совместно с Архангельским областным институтом открытого образования. Такие семинары стали доступны для нас благодаря проекту Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Архангельская область является участником проекта с 2013 года, на региональном уровне принята соответствующая программа.
Защита прав потребителей финансовых услуг является одной из актуальнейших задач проекта и региональной программы. Нынешнее мероприятие стало уже четвертым на эту тему. И, что особенно важно, проходят они с приглашением экспертов, представителей федеральных органов власти, курирующих этот вопрос.
Ирина Баринова, директор департамента консалтинга ЗАО «ПАКК»:
– Основная цель – формирование ответственного финансового поведения школьников как будущих участников финансовой системы, как людей, которые должны не только уметь пользоваться финансами, но и защитить свои права. Все наши наработки, которые мы предложили педагогам, уже опробованы, так что теперь задача – передать опыт по разработке и проведению деловых игр максимально широко.