26 апреля 2019

От ремонта тракторов до высоких технологий

«Газета Архангельск» № 16 от 25 апреля 2019 года. Фото автора.

90-летие готовится отметить Соломбальский машиностроительный

От СМЗ до «Красной Кузницы» тянется Соломбала вдоль Северной Двины. Два завода для нескольких поколений островитян стали олицетворением промышленной жизни этой корабельной стороны Архангельска. Совсем недавно одному из них, Соломбальскому машиностроительному заводу, исполнилось 89 лет.

Соломбальский долгожитель

История СМЗ началась в 1930 году, когда на Соломбальском острове Архангельска были организованы центральные ремонтные тракторные мастерские. Еще через три года по своим производственным показателям они перешли в категорию ремонтно-механического завода. Уже в 1934-м центральные мастерские треста «Северолес» для ремонта тракторов выпустили первый советский лесовоз.

В шестидесятых годах СМЗ стал производить разные модели автолесовозов, челюстные погрузчики. К концу 1970-х выпуск автолесовозов достигал 850 штук в год. Продукция СМЗ отгружалась потребителям Северо-Западного региона, Ленинградской области, Западного Урала, Красноярского края, Дальнего Востока, а также в союзные республики – Казахстан, Литву, Украину, Белоруссию, Таджикистан. Поставка продукции производилась и на экспорт – в Алжир, Монголию, Пакистан, Турцию и на Кубу.

В настоящее время к основной деятельности – производству грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования – присоединились и дополнительные направления: литье чугуна и стали, ремонт машин и оборудования, монтаж промышленных машин и оборудования и другие.

С 2005 года завод входит в состав холдинговой компании «Подъемные машины», а с 2014-го – в Группу компаний Palfinger. В 2015-м реализована инвестиционная программа по кардинальной реконструкции литейного производства СМЗ.

Брызги сварки и горячий металл

По случаю дня рождения в гостях у рабочих предприятия побывал губернатор Архангельской области Игорь Орлов. А вместе с ним и команда журналистов. Коренная соломбалка, я, наверное, тысячу раз проходила, проезжала, прогуливалась мимо этого завода: то из цехов доносились грохот и металлический лязг, иногда выкатывались в ворота лесовозы, а то наступало такое затишье, что невольно задумывалась: а работает ли еще СМЗ? Но ни разу не представился случай взглянуть на производство изнутри. Так что подвернувшийся шанс решила не упускать.

Как и положено по технике безопасности, прежде чем пропустить главу региона и вездесущих представителей СМИ дальше проходной, на нас надели яркие жилеты и каски: производство все-таки активно действующее, мало ли откуда что прилетит…

Главу региона ознакомили с производством, показали литейный и производственный цеха. Экскурсия, прямо скажем, произвела впечатление.

Как нам рассказали, производство существенно преобразилось буквально в последние годы. Еще пять лет назад подавляющее большинство операций в литейном цехе производилось вручную, теперь же произошло не только масштабное перепрофилирование предприятия, но и полная модернизация литейного производства.

Но, несмотря на автоматизацию, без рабочих никуда: льют горячий металл по формам, выбивают отлитые болванки из форм, обтачивают детали на станках… В настоящее время на СМЗ трудится 180 человек, среди которых есть и представители заводских династий.

Серебристые стружки, яркие брызги сварки наполняют пространство, и мы, засмотревшись, едва успеваем увернуться от грузовичка, передвигающегося по цехам…

– Сейчас завод оснащен современным оборудованием, позволяющим изготавливать сложные детали и крупногабаритные конструкции с высокой степенью точности, – рассказал директор Соломбальского машиностроительного завода Максим Евстигнеев. – Для проектирования деталей используются современные компьютерные технологии.

По его словам, завод ориентирован на импортозамещение: почти на 90 процентов техника, которая используется сегодня в лесоперерабатывающей, горнодобывающей отраслях экономики Архангельской области, оснащена оборудованием, изготовленным на Соломбальском машиностроительном.

Затем на встрече представителей правительства Архангельской области с руководством ООО «Соломбальский машиностроительный завод» обсудили перспективы развития предприятия.

– Соломбальский машиностроительный завод сегодня компактное, самодостаточное предприятие с достойным уровнем заработной платы, с соответствующей социальной и налоговой политикой, с очень хорошими планами и заделом на будущее. Это, безусловно, впечатляет и свидетельствует о том, что в центре внимания руководства завода – дальнейшее развитие производства, инфраструктуры и обеспечение социальных гарантий, – отметил губернатор Игорь Орлов. – Все необходимое, чтобы помочь предприятию, поддержать его, дать хорошие условия для развития, мы сделаем.

От ремонта тракторов до высоких технологий

90-летие готовится отметить Соломбальский машиностроительный

От СМЗ до «Красной Кузницы» тянется Соломбала вдоль Северной Двины. Два завода для нескольких поколений островитян стали олицетворением промышленной жизни этой корабельной стороны Архангельска. Совсем недавно одному из них, Соломбальскому машиностроительному заводу, исполнилось 89 лет.

Соломбальский долгожитель

История СМЗ началась в 1930 году, когда на Соломбальском острове Архангельска были организованы центральные ремонтные тракторные мастерские. Еще через три года по своим производственным показателям они перешли в категорию ремонтно-механического завода. Уже в 1934-м центральные мастерские треста «Северолес» для ремонта тракторов выпустили первый советский лесовоз.

В шестидесятых годах СМЗ стал производить разные модели автолесовозов, челюстные погрузчики. К концу 1970-х выпуск автолесовозов достигал 850 штук в год. Продукция СМЗ отгружалась потребителям Северо-Западного региона, Ленинградской области, Западного Урала, Красноярского края, Дальнего Востока, а также в союзные республики – Казахстан, Литву, Украину, Белоруссию, Таджикистан. Поставка продукции производилась и на экспорт – в Алжир, Монголию, Пакистан, Турцию и на Кубу.

В настоящее время к основной деятельности – производству грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования – присоединились и дополнительные направления: литье чугуна и стали, ремонт машин и оборудования, монтаж промышленных машин и оборудования и другие.

С 2005 года завод входит в состав холдинговой компании «Подъемные машины», а с 2014-го – в Группу компаний Palfinger. В 2015-м реализована инвестиционная программа по кардинальной реконструкции литейного производства СМЗ.

Брызги сварки и горячий металл

По случаю дня рождения в гостях у рабочих предприятия побывал губернатор Архангельской области Игорь Орлов. А вместе с ним и команда журналистов. Коренная соломбалка, я, наверное, тысячу раз проходила, проезжала, прогуливалась мимо этого завода: то из цехов доносились грохот и металлический лязг, иногда выкатывались в ворота лесовозы, а то наступало такое затишье, что невольно задумывалась: а работает ли еще СМЗ? Но ни разу не представился случай взглянуть на производство изнутри. Так что подвернувшийся шанс решила не упускать.

Как и положено по технике безопасности, прежде чем пропустить главу региона и вездесущих представителей СМИ дальше проходной, на нас надели яркие жилеты и каски: производство все-таки активно действующее, мало ли откуда что прилетит…

Главу региона ознакомили с производством, показали литейный и производственный цеха. Экскурсия, прямо скажем, произвела впечатление.

Как нам рассказали, производство существенно преобразилось буквально в последние годы. Еще пять лет назад подавляющее большинство операций в литейном цехе производилось вручную, теперь же произошло не только масштабное перепрофилирование предприятия, но и полная модернизация литейного производства.

Но, несмотря на автоматизацию, без рабочих никуда: льют горячий металл по формам, выбивают отлитые болванки из форм, обтачивают детали на станках… В настоящее время на СМЗ трудится 180 человек, среди которых есть и представители заводских династий.

Серебристые стружки, яркие брызги сварки наполняют пространство, и мы, засмотревшись, едва успеваем увернуться от грузовичка, передвигающегося по цехам…

– Сейчас завод оснащен современным оборудованием, позволяющим изготавливать сложные детали и крупногабаритные конструкции с высокой степенью точности, – рассказал директор Соломбальского машиностроительного завода Максим Евстигнеев. – Для проектирования деталей используются современные компьютерные технологии.

По его словам, завод ориентирован на импортозамещение: почти на 90 процентов техника, которая используется сегодня в лесоперерабатывающей, горнодобывающей отраслях экономики Архангельской области, оснащена оборудованием, изготовленным на Соломбальском машиностроительном.

Затем на встрече представителей правительства Архангельской области с руководством ООО «Соломбальский машиностроительный завод» обсудили перспективы развития предприятия.

– Соломбальский машиностроительный завод сегодня компактное, самодостаточное предприятие с достойным уровнем заработной платы, с соответствующей социальной и налоговой политикой, с очень хорошими планами и заделом на будущее. Это, безусловно, впечатляет и свидетельствует о том, что в центре внимания руководства завода – дальнейшее развитие производства, инфраструктуры и обеспечение социальных гарантий, – отметил губернатор Игорь Орлов. – Все необходимое, чтобы помочь предприятию, поддержать его, дать хорошие условия для развития, мы сделаем.

Поделиться
33302