21 августа 2019

Судостроительный кластер — стратегия развития

Перспективы и проблемы развития отрасли обсудили в САФУ на сессии судостроительного кластера Архангельской области.

Кластер был создан всего год назад. Первая знаковая дата и послужила поводом подвести некоторые итоги. Хотя и сегодня само понятие «кластер» даже у специалистов не ассоциируется с чем-то конкретным. Генеральный директор Поморской судоверфи Евгений Пеньевский заметил на совещании, что этому иностранному слову более точно подходит понятие «внутриотраслевая кооперация», с чем в общем-то никто спорить не стал. Именно налаживанием связей весь этот год и занималось руководство судостроительного кластера.

Первое, что было сделано, – налажена системная работа с правительством области и ключевыми предприятиями отрасли. В регионе наряду с северодвинскими гигантами существуют средние и даже совсем небольшие судостроительные и судоремонтные заводы. В общей сложности более 20 верфей и иных производств. Все они вместе взятые – это 48 процентов экономического потенциала области. Другими словами, военное и гражданское судостроение и судоремонт наряду с ЛПК – главная промышленная отрасль региона.

Но даже если Севмаш и «Звездочка», загруженные оборонными заказами, ищут свою нишу в гражданском секторе, то что говорить о маленьких заводах, как та же Поморская судоверфь? Весь последний год, по словам заместителя председателя правительства Архангельской области по проектной деятельности Виктора Иконникова, руководство кластера и региональное правительство целенаправленно и системно работали над проектом освоения газового месторождения «Каменномысское-море». На шельфе Ямала планируется добывать газ. Кто получит заказ на строительство платформы? Севмаш и «Звездочка» готовы. Но кроме них есть заводы на Балтике, в Крыму, на Дальнем Востоке. Есть верфи и за рубежом. Одно из немногих наших преимуществ – географическое расположение. Но этого может быть недостаточно при выборе завода-изготовителя. Необходимо выстроить кооперационные связи с десятками предприятий и научно-исследовательских институтов по всей стране. Этими вопросами как раз и занимается судостроительный кластер.

В целом, по словам директора ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергея Смирнова, за год удалось наладить взаимосвязь между самими предприятиями и организациями отрасли. Теперь нужно, изучив потребности рынка, сделать необходимые административные и инфраструктурные изменения, сформировать наиболее удобные для заказчиков предложения, которые, судя по последним тенденциям, должны представлять из себя не один конкретный вид работ или услуг, а целый комплекс. Мурманские коллеги очень близко подошли к такому уровню сервиса. Отставать нельзя. Тем более что государство в последнее время предпринимает конкретные административные и экономические шаги для того, чтобы ремонт отечественного рыболовного флота на норвежских верфях перестал быть выгодным для судовладельцев. Соответствующие «сани» надо готовить уже этим летом.

Еще один проект, который готовит СКАО (судостроительный кластер Архангельской области) – перевод судов, работающих на арктических трассах с дизельного топлива на сжиженный природный газ. Есть и более «приземленные» проекты, если такое определение подходит для флота. А именно – силами местных предприятий и конструкторских бюро планируется разработать наиболее приемлемый для условий Севера проект речного пассажирского судна. Возможно, и строить его будут на местных верфях. Уже создана рабочая группа, которая готовит техническое задание.

– Ну и вишенкой на торте стал проект возрождения деревянного судостроения. В этом году в Архангельске заложен поморский коч, на строительство которого потребуется два года. Судно будет использоваться в научно-экспедиционных целях и в дальнейшем, вполне возможно, будет запущено его серийное производство, – сказал Сергей Смирнов.

Судостроение сегодня во всем мире находится на подъеме. Примером тому служат новые верфи, возрождаемые в Крыму и возводимые на Дальнем Востоке. Архангельская область – морской край с богатой историей и огромным судостроительным потенциалом – должна вписаться в новые условия и занять достойное место в деле судостроения и судоремонта.

Судостроительный кластер — стратегия развития

Первое, что было сделано, – налажена системная работа с правительством области и ключевыми предприятиями отрасли. В регионе наряду с северодвинскими гигантами существуют средние и даже совсем небольшие судостроительные и судоремонтные заводы. В общей сложности более 20 верфей и иных производств. Все они вместе взятые – это 48 процентов экономического потенциала области. Другими словами, военное и гражданское судостроение и судоремонт наряду с ЛПК – главная промышленная отрасль региона.

Но даже если Севмаш и «Звездочка», загруженные оборонными заказами, ищут свою нишу в гражданском секторе, то что говорить о маленьких заводах, как та же Поморская судоверфь? Весь последний год, по словам заместителя председателя правительства Архангельской области по проектной деятельности Виктора Иконникова, руководство кластера и региональное правительство целенаправленно и системно работали над проектом освоения газового месторождения «Каменномысское-море». На шельфе Ямала планируется добывать газ. Кто получит заказ на строительство платформы? Севмаш и «Звездочка» готовы. Но кроме них есть заводы на Балтике, в Крыму, на Дальнем Востоке. Есть верфи и за рубежом. Одно из немногих наших преимуществ – географическое расположение. Но этого может быть недостаточно при выборе завода-изготовителя. Необходимо выстроить кооперационные связи с десятками предприятий и научно-исследовательских институтов по всей стране. Этими вопросами как раз и занимается судостроительный кластер.

В целом, по словам директора ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергея Смирнова, за год удалось наладить взаимосвязь между самими предприятиями и организациями отрасли. Теперь нужно, изучив потребности рынка, сделать необходимые административные и инфраструктурные изменения, сформировать наиболее удобные для заказчиков предложения, которые, судя по последним тенденциям, должны представлять из себя не один конкретный вид работ или услуг, а целый комплекс. Мурманские коллеги очень близко подошли к такому уровню сервиса. Отставать нельзя. Тем более что государство в последнее время предпринимает конкретные административные и экономические шаги для того, чтобы ремонт отечественного рыболовного флота на норвежских верфях перестал быть выгодным для судовладельцев. Соответствующие «сани» надо готовить уже этим летом.

Еще один проект, который готовит СКАО (судостроительный кластер Архангельской области) – перевод судов, работающих на арктических трассах с дизельного топлива на сжиженный природный газ. Есть и более «приземленные» проекты, если такое определение подходит для флота. А именно – силами местных предприятий и конструкторских бюро планируется разработать наиболее приемлемый для условий Севера проект речного пассажирского судна. Возможно, и строить его будут на местных верфях. Уже создана рабочая группа, которая готовит техническое задание.

– Ну и вишенкой на торте стал проект возрождения деревянного судостроения. В этом году в Архангельске заложен поморский коч, на строительство которого потребуется два года. Судно будет использоваться в научно-экспедиционных целях и в дальнейшем, вполне возможно, будет запущено его серийное производство, – сказал Сергей Смирнов.

Судостроение сегодня во всем мире находится на подъеме. Примером тому служат новые верфи, возрождаемые в Крыму и возводимые на Дальнем Востоке. Архангельская область – морской край с богатой историей и огромным судостроительным потенциалом – должна вписаться в новые условия и занять достойное место в деле судостроения и судоремонта.

Поделиться
40144