12 июня 2019

Научить жить по-взрослому

В Новодвинском детском доме-интернате развивают проект «Сервисное жилье»

Общий вектор нацпроекта «Демография», предполагающий развитие разнообразных форм долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами на дому, уже внедряется в Новодвинске. Вполне возможно, что через несколько лет такой опыт уже не будут называть экспериментом.

В число пилотных регионов по построению системы долговременного ухода вошли шесть субъектов РФ – Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская и Тульская области. Несмотря на то, что Архангельская область не вошла в этот список, регион активно изучает новую практику и разрабатывает свою модель стационарозамещающих технологий. Тем более что положительные точечные примеры уже есть. Например, почти 20 лет назад в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии началась реализация проекта «Сервисное жилье», который и сейчас имеет хорошие результаты.

В домашней обстановке

Как известно, после достижения совершеннолетия большинство выпускников детских домов-интернатов для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии переводятся в интернаты психоневрологического профиля и лишь незначительная часть возвращается в семьи. Создать возможность для самостоятельного проживания людей с ментальными нарушениями в открытом обществе – одна из главных задач современной социальной политики.

– Отмечу, что здесь речь идет о детях с серьезными нарушениями. В обычных домах-интернатах такая практика применяется давно, а вот с особенными ребятами работают не все, – говорит министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Елена Молчанова. – Программа «Сервисное жилье» представляет собой своеобразную учебную модель для самостоятельного проживания, что позволяет молодым людям с ментальными нарушениями быть трудоспособными и приносить пользу обществу. Наша основная задача – не увеличивать количество койко-мест в психоневрологических интернатах, а создать возможности для самостоятельного проживания людей и быть полезными в обществе.

Учебная квартира

«Сервисное жилье» реализуется на базе трехкомнатной квартиры в обычном панельном жилом доме Новодвинска, которая находится в оперативном управлении детского дома-интерната. Отбор детей происходит с учетом их желания проживать самостоятельно, они должны владеть навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства. Другой немаловажный фактор – возможность трудоустройства. Под присмотром куратора – социального педагога – они учатся грамотно тратить деньги, закупать продукты, готовить еду, убирать квартиру, организовывать свой досуг, вести здоровый образ жизни.

Цель программы – включение нетипичного молодого человека в социальную среду, реализация его прав и получение возможности участвовать самостоятельно во всех видах и формах социальной жизни.

С 2000 года в программе «Сервисное жилье» приняли участие 18 выпускников, в том числе шесть девушек и 12 юношей. В результате сейчас самостоятельно проживают в обществе 13 выпускников. Создано четыре семьи, родилось пятеро детей. Девять выпускников окончили курсы в профтехучилище, получили профессиональное образование по специальностям слесарь-сантехник, сварщик, маляр-штукатур, повар. Шесть человек имеют в собственности жилье.

Сейчас в программе задействованы два человека, в ближайшее время планируется заселение еще трех молодых людей – инвалидов-колясочников.

Но есть и другие данные – пять человек не справились с самостоятельным проживанием и вернулись в дом-интернат. Это тоже результат, пусть и не позитивный, который помог оценить подопечным детского дома свои силы.

– Сервисное жилье – это ступенька во взрослую жизнь. Отрадно, что многие выпускники интерната создают свои семьи и поддерживают связь с детским домом, – отмечает Елена Молчанова.

По ее словам, пилотные регионы в рамках нацпроекта «Демография» сейчас активно внедряют такие формы работы с особенными детьми. Какие дети могут проживать самостоятельно, на каких условиях, какие модели софинансирования применимы в данных проектах, как внедряется государственно-частное партнерство?

– Мы следим за всеми инновациями. Интересен опыт Вологды, Пскова. Такая форма работы с инвалидами очень востребована и обсуждается родителями детей, которые в перспективе должны уметь себя обслуживать и обеспечивать, – говорит министр.

Пример для Архангельска

Сопровождаемое проживание для детей-инвалидов намерены организовать и в Архангельске. Запрос идет от родителей ребят с ментальными особенностями: их тревожит будущая социализация детей, когда забота родственников станет в силу разных причин невозможна. Так устроен наш мир: не все зависит от нас.

Эта тема стала поводом для обсуждения на встрече с региональными общественными организациями родителей детей-инвалидов и представителей регионального министерства социальной защиты. Своим опытом поделились представители Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», рассказали об особенностях проживания небольшой группы детей в сопровождении социальных работников. Обмен опытом и тиражирование положительной практики по организации сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью – одна из ключевых задач проекта «Добрые соседи: живем рядом», который внедряет ГАООРДИ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

– Мы стремимся, чтобы эта модель успешно развивалась по всей стране. Чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя защищенными, а их родители были спокойны за судьбу своих уже взрослых детей. Именно так мы сможем вместе способствовать изменению самой системы жизненного устройства людей с инвалидностью трудоспособного возраста не только в Петербурге, но и во всей России, – говорят руководители ассоциации.

– Такие мероприятия дают уникальную возможность получить ответы на интересующие нас вопросы у специалистов, которые имеют практический опыт реализации подобных проектов. Мы представляем родительскую категорию и очень заинтересованы в том, чтобы у нас тоже появились такие дома сопровождаемого проживания, как в Санкт-Петербурге. Я думаю, что впереди нас ждут новые интересные проекты. Мы хотим перенять существующий опыт, потому что проживание в домах более тяжелой категории инвалидов – это тоже один из болезненных вопросов. Мы думаем, обсуждаем, как нам договориться с нашими застройщиками, чтобы реализовать такой глобальный проект, – отметила руководитель Архангельской региональной общественной организации помощи родителям, воспитывающим детей с инвалидностью (РОО «АРГИМОЗ») Наталья Костина.

Дети с особенностями в развитии, как никто другой, нуждаются в специально созданных условиях, при этом важнейшей миссией является вовлечение их в жизнь общества.

Кстати

Минтруд России совместно с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив реализуют пилотный проект, направленный на внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

По официальной статистике, на начало 2018 года в России действовало 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживали свыше 79 тысяч человек. Более 1,1 миллиона человек являются получателями социальных услуг на дому.

Главная цель будущей системы – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь как дома, так и в стационаре, а также поддержать их семьи и научить оказывать помощь своим близким самостоятельно.

Научить жить по-взрослому

Общий вектор нацпроекта «Демография», предполагающий развитие разнообразных форм долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами на дому, уже внедряется в Новодвинске. Вполне возможно, что через несколько лет такой опыт уже не будут называть экспериментом.

В число пилотных регионов по построению системы долговременного ухода вошли шесть субъектов РФ – Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская и Тульская области. Несмотря на то, что Архангельская область не вошла в этот список, регион активно изучает новую практику и разрабатывает свою модель стационарозамещающих технологий. Тем более что положительные точечные примеры уже есть. Например, почти 20 лет назад в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии началась реализация проекта «Сервисное жилье», который и сейчас имеет хорошие результаты.

В домашней обстановке

Как известно, после достижения совершеннолетия большинство выпускников детских домов-интернатов для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии переводятся в интернаты психоневрологического профиля и лишь незначительная часть возвращается в семьи. Создать возможность для самостоятельного проживания людей с ментальными нарушениями в открытом обществе – одна из главных задач современной социальной политики.

– Отмечу, что здесь речь идет о детях с серьезными нарушениями. В обычных домах-интернатах такая практика применяется давно, а вот с особенными ребятами работают не все, – говорит министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Елена Молчанова. – Программа «Сервисное жилье» представляет собой своеобразную учебную модель для самостоятельного проживания, что позволяет молодым людям с ментальными нарушениями быть трудоспособными и приносить пользу обществу. Наша основная задача – не увеличивать количество койко-мест в психоневрологических интернатах, а создать возможности для самостоятельного проживания людей и быть полезными в обществе.

Учебная квартира

«Сервисное жилье» реализуется на базе трехкомнатной квартиры в обычном панельном жилом доме Новодвинска, которая находится в оперативном управлении детского дома-интерната. Отбор детей происходит с учетом их желания проживать самостоятельно, они должны владеть навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства. Другой немаловажный фактор – возможность трудоустройства. Под присмотром куратора – социального педагога – они учатся грамотно тратить деньги, закупать продукты, готовить еду, убирать квартиру, организовывать свой досуг, вести здоровый образ жизни.

Цель программы – включение нетипичного молодого человека в социальную среду, реализация его прав и получение возможности участвовать самостоятельно во всех видах и формах социальной жизни.

С 2000 года в программе «Сервисное жилье» приняли участие 18 выпускников, в том числе шесть девушек и 12 юношей. В результате сейчас самостоятельно проживают в обществе 13 выпускников. Создано четыре семьи, родилось пятеро детей. Девять выпускников окончили курсы в профтехучилище, получили профессиональное образование по специальностям слесарь-сантехник, сварщик, маляр-штукатур, повар. Шесть человек имеют в собственности жилье.

Сейчас в программе задействованы два человека, в ближайшее время планируется заселение еще трех молодых людей – инвалидов-колясочников.

Но есть и другие данные – пять человек не справились с самостоятельным проживанием и вернулись в дом-интернат. Это тоже результат, пусть и не позитивный, который помог оценить подопечным детского дома свои силы.

– Сервисное жилье – это ступенька во взрослую жизнь. Отрадно, что многие выпускники интерната создают свои семьи и поддерживают связь с детским домом, – отмечает Елена Молчанова.

По ее словам, пилотные регионы в рамках нацпроекта «Демография» сейчас активно внедряют такие формы работы с особенными детьми. Какие дети могут проживать самостоятельно, на каких условиях, какие модели софинансирования применимы в данных проектах, как внедряется государственно-частное партнерство?

– Мы следим за всеми инновациями. Интересен опыт Вологды, Пскова. Такая форма работы с инвалидами очень востребована и обсуждается родителями детей, которые в перспективе должны уметь себя обслуживать и обеспечивать, – говорит министр.

Пример для Архангельска

Сопровождаемое проживание для детей-инвалидов намерены организовать и в Архангельске. Запрос идет от родителей ребят с ментальными особенностями: их тревожит будущая социализация детей, когда забота родственников станет в силу разных причин невозможна. Так устроен наш мир: не все зависит от нас.

Эта тема стала поводом для обсуждения на встрече с региональными общественными организациями родителей детей-инвалидов и представителей регионального министерства социальной защиты. Своим опытом поделились представители Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», рассказали об особенностях проживания небольшой группы детей в сопровождении социальных работников. Обмен опытом и тиражирование положительной практики по организации сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью – одна из ключевых задач проекта «Добрые соседи: живем рядом», который внедряет ГАООРДИ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

– Мы стремимся, чтобы эта модель успешно развивалась по всей стране. Чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя защищенными, а их родители были спокойны за судьбу своих уже взрослых детей. Именно так мы сможем вместе способствовать изменению самой системы жизненного устройства людей с инвалидностью трудоспособного возраста не только в Петербурге, но и во всей России, – говорят руководители ассоциации.

– Такие мероприятия дают уникальную возможность получить ответы на интересующие нас вопросы у специалистов, которые имеют практический опыт реализации подобных проектов. Мы представляем родительскую категорию и очень заинтересованы в том, чтобы у нас тоже появились такие дома сопровождаемого проживания, как в Санкт-Петербурге. Я думаю, что впереди нас ждут новые интересные проекты. Мы хотим перенять существующий опыт, потому что проживание в домах более тяжелой категории инвалидов – это тоже один из болезненных вопросов. Мы думаем, обсуждаем, как нам договориться с нашими застройщиками, чтобы реализовать такой глобальный проект, – отметила руководитель Архангельской региональной общественной организации помощи родителям, воспитывающим детей с инвалидностью (РОО «АРГИМОЗ») Наталья Костина.

Дети с особенностями в развитии, как никто другой, нуждаются в специально созданных условиях, при этом важнейшей миссией является вовлечение их в жизнь общества.

Кстати

Минтруд России совместно с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив реализуют пилотный проект, направленный на внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

По официальной статистике, на начало 2018 года в России действовало 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживали свыше 79 тысяч человек. Более 1,1 миллиона человек являются получателями социальных услуг на дому.

Главная цель будущей системы – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь как дома, так и в стационаре, а также поддержать их семьи и научить оказывать помощь своим близким самостоятельно.

Поделиться
35789