Наш «Дервиш»
В конце августа в областном центре с размахом отметили 75-летие прихода в Архангельск первого специального конвоя, получившего кодовое название «Дервиш».
Пришедший в северный порт в августе 1941 года караван PQ-0 дал начало большой программе помощи Советскому Союзу со стороны антигитлеровской коалиции.
Стратегический объект
Поселок Ворошиловский всегда привлекал немецкое командование – строящийся здесь промышленный гигант был лакомым куском для вермахта: противоипритная бумага, пороховая целлюлоза и другая продукция, выпускаемая в Ворошиловском, не могла не интересовать захватчиков. Однако не только ЦБК привлекал кружившие в северном небе самолеты-разведчики люфтваффе.
– Прямо из окна своего дома я видела немецкий самолет, летевший на бреющем очень низко, – вспоминает Галина Федоровна. – В кабине отчетливо был виден пилот, который крутил головой, разглядывая все вокруг, видимо сбившись с пути, ища военный аэродром. После он спустил бомбу в озеро Глубокое, так и не найдя аэродром.
Здесь около строящегося комбината – на острове Ягодник – активно работал военный аэродром. Еще до начала Великой Отечественной войны там базировался 80-й бомбардировочный Киркенесский
Краснознаменный авиационный полк, который участвовал в войне с белофиннами 1939–1940 годов. А после начала войны с Германией здесь была сформирована 2-я авиационная группа (2-я АГ) Главного управления Северного морского пути. Ее командиром стал известный полярный летчик – полковник Илья Мазурук. Первоначально в ней насчитывалось всего 16 самолетов различных типов (в основном, летающих лодок), но вскоре она стала пополняться самолетами, переданными из других частей и ведомств.
С наступлением полярной ночи условия действия авиации стали более суровыми. Однако и в зимнюю навигацию 1941 –1942 годов самолеты авиагруппы вели ледовую разведку и поиск кораблей противника для обеспечения боевых операций кораблей Северного флота.
В конце июня 1942 года на аэродроме «Ягодник» базировались 11 американских истребителей Кертис Р-40 – они тоже пришли по ленд-лизу. Их основной задачей было воздушное прикрытие конвоев в Белом море от налетов авиации противника.
А в начале июля 1942 года авиация с Ягодника принимала участие в операции по поиску и сопровождению судов из разгромленного конвоя PQ-17, которые самостоятельно добирались до советских портов после получения команды на рассредоточение. Гидросамолеты 2-й авиагруппы вели поиск судов конвоя в районе архипелага Новая Земля, а истребители Пе-3 ВВС Северного флота прикрывали с воздуха уцелевшие транспорты на пути их следования в Белое море.
Отсюда же в 1944 году взлетали английские «Ланкастеры», тяжелые бомбардировщики, для участия в операции «Параван», главной целью которой стал немецкий линкор «Тирпиц». Стоит добавить, что именно эта попытка поразить морского гиганта (а их предпринималось 14) удалась – в ходе атаки «Тирпиц» получил пробоину и был выведен из строя до конца войны.
А всего за годы войны авиация флотилии, в том числе базировавшейся на аэродроме острова Ягодник, совершила свыше 7 000 самолетовылетов на обеспечение движения конвоев в своей операционной зоне. Она также решала задачи воздушной разведки и борьбы с подводными лодками. Так, в 1943 году было совершено 658 вылетов, в 1944-м – 905 вылетов, а в 1945-м – 259 вылетов на разведку акватории Белого моря.
Юные ремонтники
Существовала на острове Ягодник и Авиационно-ремонтная база № 86. Подбитая в боях техника на ремонтную базу поступала летом на баржах по Северной Двине, а зимой по воздуху – на аэродром. Самолеты разбирались по частям и отправлялись по цехам: механический, винтовой, моторный, электроцех…
А ремонтировали самолеты и военную технику вчерашние мальчишки из поселка Ворошиловский и окрестных деревень.
– Когда на острове Ягодник была организована Авиационная ремонтная база, я, четырнадцатилетний мальчишка, пошел туда учеником токаря, – вспоминал Герман Мосеев. – Вскоре получил второй разряд и начал самостоятельно работать на токарном станке. Помещения были очень холодные: руки к металлу примерзали, пока передвигал суппорт станка.
Поблажек маленьким токарям не давали – работали мальчишки наравне со взрослыми по 10–12 часов.
– Я был тогда настолько мал, что, стоя за токарным станком, не видел резцедержателя, – рассказывал ветеран. – Поэтому для меня была сделана высокая подставка под ноги.
Ремонт без инструкций
Ремонтировали наши ребята и отечественные «крылатые крепости», и самолеты союзников. «Пациентами» работников авиационноремонтной базы стали истребители ЛАГ-3, ЯК-3, ЯК-9 и бомбардировщики ПО-2, ПЕ-2, ИЛ-4, штурмовики ИЛ-2 и морские ближние разведчики
МБР–2, из иностранной техники – Эйракобра, Спитфайр, Бостон. За годы войны на ремонтной базе было отремонтировано и возвращено в строй более 100 самолетов.
А после одного рейда на Ягоднике пришлось вновь учить летать один из изрядно поврежденных «Ланкастеров».
– Имея за плечами семь классов, я поступил работать на базу в октябре 1943 года, в цех электроспецоборудования, – вспоминает Виктор Вологдин. – Самолеты привозили с фронта сильно поврежденными, поэтому работы было много. Большой экзамен пришлось выдержать коллективу базы по ремонту английского самолета «Ланкастер». Этот самолет был поврежден при бомбежке линкора «Тирпиц» и совершил вынужденную посадку на территории Советского Союза.
Самолет Lancaster
Без схем и иной документации, да еще в кратчайшие сроки, реанимировали-таки «залетную птицу». Он еще послужил на благо нового отечества: возил грузы на отдаленные базы Северного флота.
– Только представьте себе, самолет – это высшее достижение науки и техники тех лет. Фюзеляж без обшивки – это уму непостижимое хитросплетение всевозможных трубок, электрических проводов, приборов, механизмов, – рассказал Виктор Вологдин. – И во всем этом нужно было разобраться и заставить сложный механизм работать. Если все нормально, то самолет поднимают в воздух летчики-испытатели.
За 20–30 минут полета испытатель должен проверить его на фигурах высшего пилотажа, убедиться в его прочности, надежности. Только после этого машина может быть передана в строй.
Особенно гордилась база тем, что наладила ремонт самолетов, участвовавших в защите Советского Заполярья в составе полка легендарного летчика Бориса Сафонова. Наши специалисты летали в районы боевых действий и проводили там – в снегу и холоде – ремонтные работы.
Подростки, жившие на острове и в нашем поселке, работали в авиамастерских, помогали авиаторам, готовя вкусные обеды, следя за их здоровьем.
Многие из них, пройдя эту суровую школу, потом стали признанными мастерами, трудились на АЦБК, в строительно-монтажном тресте и на других предприятиях.
Пришедший в северный порт в августе 1941 года караван PQ-0 дал начало большой программе помощи Советскому Союзу со стороны антигитлеровской коалиции.
Стратегический объект
Поселок Ворошиловский всегда привлекал немецкое командование – строящийся здесь промышленный гигант был лакомым куском для вермахта: противоипритная бумага, пороховая целлюлоза и другая продукция, выпускаемая в Ворошиловском, не могла не интересовать захватчиков. Однако не только ЦБК привлекал кружившие в северном небе самолеты-разведчики люфтваффе.
– Прямо из окна своего дома я видела немецкий самолет, летевший на бреющем очень низко, – вспоминает Галина Федоровна. – В кабине отчетливо был виден пилот, который крутил головой, разглядывая все вокруг, видимо сбившись с пути, ища военный аэродром. После он спустил бомбу в озеро Глубокое, так и не найдя аэродром.
Здесь около строящегося комбината – на острове Ягодник – активно работал военный аэродром. Еще до начала Великой Отечественной войны там базировался 80-й бомбардировочный Киркенесский
Краснознаменный авиационный полк, который участвовал в войне с белофиннами 1939–1940 годов. А после начала войны с Германией здесь была сформирована 2-я авиационная группа (2-я АГ) Главного управления Северного морского пути. Ее командиром стал известный полярный летчик – полковник Илья Мазурук. Первоначально в ней насчитывалось всего 16 самолетов различных типов (в основном, летающих лодок), но вскоре она стала пополняться самолетами, переданными из других частей и ведомств.
С наступлением полярной ночи условия действия авиации стали более суровыми. Однако и в зимнюю навигацию 1941 –1942 годов самолеты авиагруппы вели ледовую разведку и поиск кораблей противника для обеспечения боевых операций кораблей Северного флота.
В конце июня 1942 года на аэродроме «Ягодник» базировались 11 американских истребителей Кертис Р-40 – они тоже пришли по ленд-лизу. Их основной задачей было воздушное прикрытие конвоев в Белом море от налетов авиации противника.
А в начале июля 1942 года авиация с Ягодника принимала участие в операции по поиску и сопровождению судов из разгромленного конвоя PQ-17, которые самостоятельно добирались до советских портов после получения команды на рассредоточение. Гидросамолеты 2-й авиагруппы вели поиск судов конвоя в районе архипелага Новая Земля, а истребители Пе-3 ВВС Северного флота прикрывали с воздуха уцелевшие транспорты на пути их следования в Белое море.
Отсюда же в 1944 году взлетали английские «Ланкастеры», тяжелые бомбардировщики, для участия в операции «Параван», главной целью которой стал немецкий линкор «Тирпиц». Стоит добавить, что именно эта попытка поразить морского гиганта (а их предпринималось 14) удалась – в ходе атаки «Тирпиц» получил пробоину и был выведен из строя до конца войны.
А всего за годы войны авиация флотилии, в том числе базировавшейся на аэродроме острова Ягодник, совершила свыше 7 000 самолетовылетов на обеспечение движения конвоев в своей операционной зоне. Она также решала задачи воздушной разведки и борьбы с подводными лодками. Так, в 1943 году было совершено 658 вылетов, в 1944-м – 905 вылетов, а в 1945-м – 259 вылетов на разведку акватории Белого моря.
Юные ремонтники
Существовала на острове Ягодник и Авиационно-ремонтная база № 86. Подбитая в боях техника на ремонтную базу поступала летом на баржах по Северной Двине, а зимой по воздуху – на аэродром. Самолеты разбирались по частям и отправлялись по цехам: механический, винтовой, моторный, электроцех…
А ремонтировали самолеты и военную технику вчерашние мальчишки из поселка Ворошиловский и окрестных деревень.
– Когда на острове Ягодник была организована Авиационная ремонтная база, я, четырнадцатилетний мальчишка, пошел туда учеником токаря, – вспоминал Герман Мосеев. – Вскоре получил второй разряд и начал самостоятельно работать на токарном станке. Помещения были очень холодные: руки к металлу примерзали, пока передвигал суппорт станка.
Поблажек маленьким токарям не давали – работали мальчишки наравне со взрослыми по 10–12 часов.
– Я был тогда настолько мал, что, стоя за токарным станком, не видел резцедержателя, – рассказывал ветеран. – Поэтому для меня была сделана высокая подставка под ноги.
Ремонт без инструкций
Ремонтировали наши ребята и отечественные «крылатые крепости», и самолеты союзников. «Пациентами» работников авиационноремонтной базы стали истребители ЛАГ-3, ЯК-3, ЯК-9 и бомбардировщики ПО-2, ПЕ-2, ИЛ-4, штурмовики ИЛ-2 и морские ближние разведчики
МБР–2, из иностранной техники – Эйракобра, Спитфайр, Бостон. За годы войны на ремонтной базе было отремонтировано и возвращено в строй более 100 самолетов.
А после одного рейда на Ягоднике пришлось вновь учить летать один из изрядно поврежденных «Ланкастеров».
– Имея за плечами семь классов, я поступил работать на базу в октябре 1943 года, в цех электроспецоборудования, – вспоминает Виктор Вологдин. – Самолеты привозили с фронта сильно поврежденными, поэтому работы было много. Большой экзамен пришлось выдержать коллективу базы по ремонту английского самолета «Ланкастер». Этот самолет был поврежден при бомбежке линкора «Тирпиц» и совершил вынужденную посадку на территории Советского Союза.
Самолет Lancaster
Без схем и иной документации, да еще в кратчайшие сроки, реанимировали-таки «залетную птицу». Он еще послужил на благо нового отечества: возил грузы на отдаленные базы Северного флота.
– Только представьте себе, самолет – это высшее достижение науки и техники тех лет. Фюзеляж без обшивки – это уму непостижимое хитросплетение всевозможных трубок, электрических проводов, приборов, механизмов, – рассказал Виктор Вологдин. – И во всем этом нужно было разобраться и заставить сложный механизм работать. Если все нормально, то самолет поднимают в воздух летчики-испытатели.
За 20–30 минут полета испытатель должен проверить его на фигурах высшего пилотажа, убедиться в его прочности, надежности. Только после этого машина может быть передана в строй.
Особенно гордилась база тем, что наладила ремонт самолетов, участвовавших в защите Советского Заполярья в составе полка легендарного летчика Бориса Сафонова. Наши специалисты летали в районы боевых действий и проводили там – в снегу и холоде – ремонтные работы.
Подростки, жившие на острове и в нашем поселке, работали в авиамастерских, помогали авиаторам, готовя вкусные обеды, следя за их здоровьем.
Многие из них, пройдя эту суровую школу, потом стали признанными мастерами, трудились на АЦБК, в строительно-монтажном тресте и на других предприятиях.