1 декабря 2018

Мы востребованы, но нам нужна помощь

Государственный архив Архангельской области стал местом проведения круглого стола с участием руководителей архивов и депутатов областного Собрания – членов комитета по культурной политике, образованию и науке. Это его первое выездное заседание.

Культура или хозчасть?

– Спектр задач сегодня расширился, – отметила председатель депутатского комитета по культурной политике, образованию и науке Ольга Виткова. – Мы признательны руководству областного архива за то, что оно очень оперативно согласилось нас принять.

Депутаты ознакомились с тем, как руководство областного архивного агентства осуществляет взаимодействие с муниципальными хранилищами документов.

В соответствии с указом от 22 июня 2016 года Президент России руководит архивным делом в стране. В последние годы ликвидировался правовой вакуум, существовавший до 2016-го в этой сфере. В ряде регионов были упразднены самостоятельные архивные службы.

Государственный архив Архангельской области (ГААО) содержит 2,793 миллиона дел, всего же на 1 января сего года в архивах региона насчитывалось 3,968 миллиона единиц хранения. По объему содержащихся в них документов архангельские архивы занимают второе место в Северо-Западном федеральном округе. Всего в этой сфере трудится 171 человек (146 из них – собственно архивисты): 73 – в ГААО, остальные – в муниципальных архивах. В среднем в муниципальном отделе насчитывается один руководитель и пара специалистов.

В областном архивном агентстве работают только пятеро специалистов, в то время как в Якутии – 24, в Санкт-Петербурге – 36 человек.

В результате реформирования архивной службы в некоторых муниципалитетах она передана в ведение управлений культуры, а где-то объединена с хозчастью. В результате последнего статус работников снизился. Стали терять самостоятельность ряд архивов Северодвинска. Об этом рассказал глава агентства Игорь Репневский.

За себя и за Пенсионный фонд

Растет бюрократизация, сокращается эффективность работы. В 19 муниципальных образованиях архивы имеют статус исполнительного органа (отдела), в других – муниципального учреждения. Уровень зарплаты в этой сфере весьма невысок: в среднем специалист-архивист получает 16–18 тысяч рублей, руководитель – 28–30 тысяч. Работают в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Главные проблемы – нехватка площадей, стареющая материально-техническая база, очень большой объем работы по исполнению запросов правового характера. Документы по личному составу занимают примерно 20 процентов от общего объема хранящихся в архиве документов. Фактически архивы стали превращаться в филиалы Пенсионного фонда – ведь туда обращаются граждане за справками для начисления пенсий. В то же время около миллиона документов ликвидированных организаций просто исчезло, не дойдя до архива.

Всего за 2015 год в областной госархив поступило 2300 документов по личному составу ликвидированных предприятий, в 2016-м – три с половиной тысячи, в прошлом – 2600. А впереди – тысячи дел от бывшего СЦБК, лесозавода № 3, Северного лесопромышленного товарищества. Получается, специалисты-архивисты работают и за себя, и за того парня (сотрудников ПФР)? Немало времени уходит на выдачу одних только отказных справок (об отсутствии документов предприятия).

В нескольких архивах отсутствует пожарная сигнализация. В Ленском архиве, который посетила Ольга Виткова, стоят устаревшие компьютеры и принтеры, помещения нуждаются в ремонте. В то же время если говорить о ГААО, то здесь материально-финансовая ситуация лучше, чем в муниципальных архивах.

В прошлом году установлены пластиковые окна, происходит постепенная цифровизация архива: в проекте бюджета будущего года на эти цели предусмотрено 40 миллионов рублей. Прежде всего речь о генеалогических документах: а это более семи тысяч дел, около шести миллионов листов.

– К нам идут со всеми проблемами не только физические, но и юридические лица, – заявила директор ГААО Татьяна Маслова. – Среди вопросов, по которым обращаются в архив, – выборы, праздники, топонимика, мемориальные доски, почетные граждане, образование, спорт и многие другие.

Ко всему прочему архивное агентство имеет право проводить проверки только тех организаций, учредитель которых – Архангельская область. Кстати, в областной архив, как и в муниципальные, сдают на хранение документы многие федеральные структуры: прокуратура, суды, госстатистика и другие. Между тем федеральные субвенции на это не выделяются.

– Нас уважают. Мы востребованы, но нам нужна помощь, – отметили архивисты.

По итогам обсуждения проблем архивов выработаны рекомендации для органов исполнительной власти региона. В частности, предложено включить мероприятия по развитию материально-технической базы муниципальных архивов в программу «Эффективное государственное управление (2014–2023 годы)». Кроме того, признана необходимость выделить в 2020 году средства на строительство новых помещений для размещения постоянно пополняющихся фондов областного архива.

Культура или хозчасть?

– Спектр задач сегодня расширился, – отметила председатель депутатского комитета по культурной политике, образованию и науке Ольга Виткова. – Мы признательны руководству областного архива за то, что оно очень оперативно согласилось нас принять.

Депутаты ознакомились с тем, как руководство областного архивного агентства осуществляет взаимодействие с муниципальными хранилищами документов.

В соответствии с указом от 22 июня 2016 года Президент России руководит архивным делом в стране. В последние годы ликвидировался правовой вакуум, существовавший до 2016-го в этой сфере. В ряде регионов были упразднены самостоятельные архивные службы.

Государственный архив Архангельской области (ГААО) содержит 2,793 миллиона дел, всего же на 1 января сего года в архивах региона насчитывалось 3,968 миллиона единиц хранения. По объему содержащихся в них документов архангельские архивы занимают второе место в Северо-Западном федеральном округе. Всего в этой сфере трудится 171 человек (146 из них – собственно архивисты): 73 – в ГААО, остальные – в муниципальных архивах. В среднем в муниципальном отделе насчитывается один руководитель и пара специалистов.

В областном архивном агентстве работают только пятеро специалистов, в то время как в Якутии – 24, в Санкт-Петербурге – 36 человек.

В результате реформирования архивной службы в некоторых муниципалитетах она передана в ведение управлений культуры, а где-то объединена с хозчастью. В результате последнего статус работников снизился. Стали терять самостоятельность ряд архивов Северодвинска. Об этом рассказал глава агентства Игорь Репневский.

За себя и за Пенсионный фонд

Растет бюрократизация, сокращается эффективность работы. В 19 муниципальных образованиях архивы имеют статус исполнительного органа (отдела), в других – муниципального учреждения. Уровень зарплаты в этой сфере весьма невысок: в среднем специалист-архивист получает 16–18 тысяч рублей, руководитель – 28–30 тысяч. Работают в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Главные проблемы – нехватка площадей, стареющая материально-техническая база, очень большой объем работы по исполнению запросов правового характера. Документы по личному составу занимают примерно 20 процентов от общего объема хранящихся в архиве документов. Фактически архивы стали превращаться в филиалы Пенсионного фонда – ведь туда обращаются граждане за справками для начисления пенсий. В то же время около миллиона документов ликвидированных организаций просто исчезло, не дойдя до архива.

Всего за 2015 год в областной госархив поступило 2300 документов по личному составу ликвидированных предприятий, в 2016-м – три с половиной тысячи, в прошлом – 2600. А впереди – тысячи дел от бывшего СЦБК, лесозавода № 3, Северного лесопромышленного товарищества. Получается, специалисты-архивисты работают и за себя, и за того парня (сотрудников ПФР)? Немало времени уходит на выдачу одних только отказных справок (об отсутствии документов предприятия).

В нескольких архивах отсутствует пожарная сигнализация. В Ленском архиве, который посетила Ольга Виткова, стоят устаревшие компьютеры и принтеры, помещения нуждаются в ремонте. В то же время если говорить о ГААО, то здесь материально-финансовая ситуация лучше, чем в муниципальных архивах.

В прошлом году установлены пластиковые окна, происходит постепенная цифровизация архива: в проекте бюджета будущего года на эти цели предусмотрено 40 миллионов рублей. Прежде всего речь о генеалогических документах: а это более семи тысяч дел, около шести миллионов листов.

– К нам идут со всеми проблемами не только физические, но и юридические лица, – заявила директор ГААО Татьяна Маслова. – Среди вопросов, по которым обращаются в архив, – выборы, праздники, топонимика, мемориальные доски, почетные граждане, образование, спорт и многие другие.

Ко всему прочему архивное агентство имеет право проводить проверки только тех организаций, учредитель которых – Архангельская область. Кстати, в областной архив, как и в муниципальные, сдают на хранение документы многие федеральные структуры: прокуратура, суды, госстатистика и другие. Между тем федеральные субвенции на это не выделяются.

– Нас уважают. Мы востребованы, но нам нужна помощь, – отметили архивисты.

По итогам обсуждения проблем архивов выработаны рекомендации для органов исполнительной власти региона. В частности, предложено включить мероприятия по развитию материально-технической базы муниципальных архивов в программу «Эффективное государственное управление (2014–2023 годы)». Кроме того, признана необходимость выделить в 2020 году средства на строительство новых помещений для размещения постоянно пополняющихся фондов областного архива.

Поделиться
29795