26 апреля 2019

Молчание телят и о чем плачут лошади

В июне на сцене театра драмы мы снова увидим абрамовских героев

Закончился прием заявок на участие в режиссерской лаборатории «Рыбный обоз», которую уже во второй раз объявил театр драмы им. М. В. Ломоносова. В этом году она будет посвящена творчеству Федора Абрамова.

Сценичный автор

Надо заметить, наш театр один из первых открыл Федора Абрамова как драматурга.

Хотя писатель остерегался к переводу своей прозы на язык театра и кино, даже отговаривал режиссеров от постановок, боясь упрощения, неточности и легковесности воссоздания жизни на сцене. Его и сейчас практически не ставят, но в 1970-х все-таки случился настоящий бум, многие произведения были инсценированы разными театрами от Москвы до Алма-Аты. Стали легендами «Деревянные кони» Любимова, «Дом» и «Братья и сестры» Додина… Впрочем, Федор Александрович относился ко всем строго, горячо говорил об удачах или просчетах, хвалил или разносил.

В театре драмы первой постановкой была «Пелагея и Алька» режиссера Бориса Второва, в спектакле играли Сергей Плотников и Людмила Бынова, которая вернула его на сцену родного театра несколько лет назад.

– «Пелагея и Алька» в память о Людмиле Федоровне будет еще долго в нашем репертуаре, зрители этот спектакль любят, – говорит главный режиссер Андрей Тимошенко. – И все-таки в нем очень сильна традиция, он слишком привязан, на мой взгляд, к той жизни, хотя не могу сказать, что неактуален, пусть и колхозов нынче нет. Надеюсь, лаборатория вдохнет новую жизнь в абрамовскую прозу, это будет свежая, необычная трактовка его произведений. В отличие от него самого я считаю Абрамова сценичным автором.

Взгляд со стороны

Андрей Николаевич отметил, что в этом году на «Рыбный обоз» поступило меньше заявок, но они более качественные.

– Меньше, потому что мы сузили рамки одним автором, но это говорит о том, что режиссеры осознанно подошли к материалу, им Абрамов интересен, хотя, может быть, некоторые его только сейчас открыли для себя. А нам будет интересен их взгляд со стороны, надеюсь, неожиданный, потому что мы-то его читали много раз и над нами довлеет клише, история всех абрамовских постановок на этой сцене. Но вспомним Таганку – там как раз разглядели что-то другое, больше вникли в суть.

Итак, из семнадцати выбрано четыре режиссера. Ими заявлены «Безотцовщина», «В Питер за сарафаном», «Старухи», «Вокруг да около», «Жила-была семужка», «Молчание телят», «О чем плачут лошади».

– Некоторые предложили по несколько работ, – объяснил Андрей Тимошенко. – Так, например, Ольга Левковская – «Жила-была семужка» и «Молчание телят» – это по рассказу «Золотые руки» про доярку Марию. Но я склоняюсь к семужке, все-таки единственная сказка. Очень любопытные режиссеры – Мария Критская, окончившая, кстати, школу клоунады при «Лицедеях», Игорь Лебедев. Ученик Женовача из Москвы Алексей Шавлев взял «Безотцовщину» – это из самых любимых моих у Абрамова. Что выберем для большой постановки? Возможно, получится спектакль из нескольких новелл нескольких режиссеров – такой калейдоскоп, как в кино. Лаборатория – вещь непредсказуемая.

Сама жизнь

Не могла не спросить, а поставят ли сами в театре Абрамова к юбилею, вроде хотели «Вокруг да около».

– Это если ничего в итоге не вырастет из лаборатории, – заметил главный режиссер. – На малую сцену, конечно, нужен такой спектакль.

Показы пройдут 9 июня. Между прочим, как-то так получается, что эскизы на лабораториях производят даже большее впечатление, чем потом спектакли. Наверное, за счет концентрации действия, динамизма и особой атмосферы творчества, когда за несколько дней надо сделать что-то вкусное и захватывающее. Потому ждем с предвкушением.

Да, прочла, что после премьеры в 1978-м «Две зимы и три лета», поставленного Эдуардом Симоняном, Федор Абрамов сказал: «Самое отвратительно на сцене – игра в жизнь. У вас – сама жизнь». Хочется именно такого.

КСТАТИ

По результатам первого «Рыбного обоза» в театре драмы Глеб Володин поставил спектакль «Три сестры».

«Газета Архангельск» № 16 от 25 апреля 2019 года. Фото автора

Молчание телят и о чем плачут лошади
Сценичный автор

Надо заметить, наш театр один из первых открыл Федора Абрамова как драматурга.

Хотя писатель остерегался к переводу своей прозы на язык театра и кино, даже отговаривал режиссеров от постановок, боясь упрощения, неточности и легковесности воссоздания жизни на сцене. Его и сейчас практически не ставят, но в 1970-х все-таки случился настоящий бум, многие произведения были инсценированы разными театрами от Москвы до Алма-Аты. Стали легендами «Деревянные кони» Любимова, «Дом» и «Братья и сестры» Додина… Впрочем, Федор Александрович относился ко всем строго, горячо говорил об удачах или просчетах, хвалил или разносил.

В театре драмы первой постановкой была «Пелагея и Алька» режиссера Бориса Второва, в спектакле играли Сергей Плотников и Людмила Бынова, которая вернула его на сцену родного театра несколько лет назад.

– «Пелагея и Алька» в память о Людмиле Федоровне будет еще долго в нашем репертуаре, зрители этот спектакль любят, – говорит главный режиссер Андрей Тимошенко. – И все-таки в нем очень сильна традиция, он слишком привязан, на мой взгляд, к той жизни, хотя не могу сказать, что неактуален, пусть и колхозов нынче нет. Надеюсь, лаборатория вдохнет новую жизнь в абрамовскую прозу, это будет свежая, необычная трактовка его произведений. В отличие от него самого я считаю Абрамова сценичным автором.

Взгляд со стороны

Андрей Николаевич отметил, что в этом году на «Рыбный обоз» поступило меньше заявок, но они более качественные.

– Меньше, потому что мы сузили рамки одним автором, но это говорит о том, что режиссеры осознанно подошли к материалу, им Абрамов интересен, хотя, может быть, некоторые его только сейчас открыли для себя. А нам будет интересен их взгляд со стороны, надеюсь, неожиданный, потому что мы-то его читали много раз и над нами довлеет клише, история всех абрамовских постановок на этой сцене. Но вспомним Таганку – там как раз разглядели что-то другое, больше вникли в суть.

Итак, из семнадцати выбрано четыре режиссера. Ими заявлены «Безотцовщина», «В Питер за сарафаном», «Старухи», «Вокруг да около», «Жила-была семужка», «Молчание телят», «О чем плачут лошади».

– Некоторые предложили по несколько работ, – объяснил Андрей Тимошенко. – Так, например, Ольга Левковская – «Жила-была семужка» и «Молчание телят» – это по рассказу «Золотые руки» про доярку Марию. Но я склоняюсь к семужке, все-таки единственная сказка. Очень любопытные режиссеры – Мария Критская, окончившая, кстати, школу клоунады при «Лицедеях», Игорь Лебедев. Ученик Женовача из Москвы Алексей Шавлев взял «Безотцовщину» – это из самых любимых моих у Абрамова. Что выберем для большой постановки? Возможно, получится спектакль из нескольких новелл нескольких режиссеров – такой калейдоскоп, как в кино. Лаборатория – вещь непредсказуемая.

Сама жизнь

Не могла не спросить, а поставят ли сами в театре Абрамова к юбилею, вроде хотели «Вокруг да около».

– Это если ничего в итоге не вырастет из лаборатории, – заметил главный режиссер. – На малую сцену, конечно, нужен такой спектакль.

Показы пройдут 9 июня. Между прочим, как-то так получается, что эскизы на лабораториях производят даже большее впечатление, чем потом спектакли. Наверное, за счет концентрации действия, динамизма и особой атмосферы творчества, когда за несколько дней надо сделать что-то вкусное и захватывающее. Потому ждем с предвкушением.

Да, прочла, что после премьеры в 1978-м «Две зимы и три лета», поставленного Эдуардом Симоняном, Федор Абрамов сказал: «Самое отвратительно на сцене – игра в жизнь. У вас – сама жизнь». Хочется именно такого.

КСТАТИ

По результатам первого «Рыбного обоза» в театре драмы Глеб Володин поставил спектакль «Три сестры».

«Газета Архангельск» № 16 от 25 апреля 2019 года. Фото автора

Поделиться
33359