26 апреля 2019

Кто как живет, тот так и ездит: камеры на дорогах Архангельской области собирают штрафов почти на 100 миллионов рублей в год

Камеры на дорогах, автоматический весовой контроль и «умные» остановки – эти и другие задачи в сфере безопасности дорожного движения областного минтранса выполняет Региональная транспортная служба. Известная ранее как служба весового контроля, сейчас она расширяет свой функционал. Директор ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба» (РТС) Олег Мишуков стал гостем редакции «Газеты Архангельск» и рассказал, что предстоит изменить на дорогах области.
– Олег Владимирович, сколько сейчас в Архангельской области камер? Они все в региональной собственности?

– С 2013 года одно из важных направлений деятельности Региональной транспортной службы – развитие системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) в автоматическом режиме. В настоящее время на дорогах Архангельской области работает 41 стационарный комплекс и 40 передвижных. Все они находятся в ведении региона, и в основной массе стационарные комплексы – безрадарные, то есть антирадары, установленные в транспортных средствах, сигналы от них не улавливают.

Вообще я сторонник введения запрета в России на автомобильные радары-детекторы, как это сделано, например, в Норвегии и Финляндии. У автомобилиста должно быть в сознании – скоростной режим нарушать нельзя! А не только там, где стоят камеры и радар об этом предупреждает.

– Сколько нарушений ежегодно фиксируется камерами?

– В 2018 году зафиксировано 220 тысяч случаев нарушений правил дорожного движения, постановления об административных правонарушениях выданы на общую сумму 101 миллион рублей. Если говорить про итоги пятилетней работы – около 1 миллиона постановлений
на общую сумму 464 миллиона рублей. С 1 января 2019 года все штрафы за нарушение ПДД, включая те, которые зафиксированы камерами фотовидеофиксации, поступают в региональный дорожный фонд.

– В годовом выражении это сколько?

– Примерно 270–300 миллионов рублей ежегодно. В свое время представители министерства транспорта Архангельской области продвигали эту идею на профессиональных форумах и конференциях. Понятно, что у дотационных регионов много задач и направлений, куда остро необходимо финансирование. Но мы считаем, что штрафы должны направляться на ремонт дорог и безопасность дорожного движения.

Посмотрите, в каком состоянии находятся пешеходные переходы, что с освещением, с тротуарами. Сегодня мы получаем возможность эти проблемы решать.

– И у региона хороший стимул пополнять бюджет, устанавливая больше камер…

– Дело не в этом. Основная задача – дисциплинировать водителей и снизить количество ДТП. Так, если в 2013 году по причине несоблюдения скорости движения в Архангельской области было 582 ДТП, то в 2018-м – 79.

Сейчас обсуждается вопрос о передаче полномочий по вынесению постановлений об административных правонарушениях с комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД от ГИБДД регионам. То есть штрафы по камерам будет администрировать уполномоченный орган в сфере транспорта на базе Региональной транспортной службы.

– Какие планируются изменения в сфере весогабаритного контроля?

– Мы усиливаем работу в рамках нацпроекта по сохранности автомобильных дорог – на региональной сети устанавливаем весогабаритные комплексы, работающие в автоматическом режиме. Такой комплекс появился в Котласе, летом он будет работать в автоматическом режиме. Чтобы закрыть все основные транспортные потоки внутри региона, в 2019–2020 годах планируется установить еще четыре пункта.

Один пункт весогабаритного контроля появится уже в этом году в Каргопольском районе. Остальные – в Устьянском, Вилегодском, Приморском (на выезде из Новодвинска в Холмогоры) – запланированы на следующий год.

Автоматический комплекс с устройством дорожного покрытия, в которое монтируются весы, стоит около 60 миллионов рублей. Штрафы на перевозчиков составляют до 500 тысяч рублей. Но мы прекрасно понимаем даже на примере других субъектов РФ, что основная задача весогабаритного контроля – не пополнить бюджет штрафами. Обычный перевозчик на КамАЗе или МАЗе больших денег не зарабатывает и оплачивать такие суммы не в состоянии. Важно заставить потенциальных нарушителей исполнять закон, отказаться от практики перевозки грузов сверх норматива, чтобы сохранить существующие дороги.

Помимо автоматических комплексов в Архангельской области работает пять передвижных пунктов весогабаритного контроля. Специалисты РТС совместно с инспекторами ГИБДД следят за передвижением транспортных средств, осуществляющих доставку тяжеловесных грузов. Если говорить про 2018 год, то были составлены акты о превышении допустимых параметров на 3,5 миллиона рублей. В прошлом году с перевозчиков взыскано в судебном порядке 9,5 миллиона рублей.

Кроме того, РТС выдает специальные разрешения на перевозку грузов, если законопослушные перевозчики добровольно заявляют о превышении допустимых нормативов. В 2018-м выдано почти 3,5 тысячи таких разрешений на 5,5 миллиона рублей.

Надо отметить, что в период временных ограничений движения транспортных средств перевозчики стали более законопослушными. Возможно, потому, что мы совместно с ГИБДД стали применять такую меру, как задержание транспортного средства. То есть это уже не просто остановили, составили акт – и нарушитель поехал дальше… К штрафу прибавляется плата за эвакуацию и стоянку. Забрать автомобиль в период временных ограничений сложно, и собственнику выгоднее просто не нарушать закон.

– Какие еще функции выполняет РТС?

– Фактически вся наша деятельность так или иначе связана с повышением безопасности дорожного движения. Например, РТС проводит технический осмотр транспортных средств. Конечно, на территории Архангельской области, достаточно частных станций диагностики, но мы занимаемся выдачей диагностических карт с помощью специальных передвижных пунктов.

Они работают в труднодоступных районах, где нет альтернативных пунктов техосмотра, как, к примеру, в Лешуконском и Мезенском районах. В прошлом году организовано 32 выезда в районы, оформлено свыше трех тысяч диагностических карт.

С прошлого года Региональная транспортная служба контролирует исполнение графиков движения автобусами межмуниципальных маршрутов. В режиме реального времени мы отслеживаем передвижение 54-х маршрутов. В перспективе планируем развивать систему информирования пассажиров – это и мобильные приложения, и интерактивные табло на остановках, чтобы человек мог оперативно получить сведения о времени и месте прибытия того или иного автобуса.

Еще одно важное направление деятельности – грузовая эвакуация. У РТС имеется единственный в области эвакуатор MAN, способный перевозить грузовые транспортные средства весом до 80 тонн. Мы его приобрели еще в 2014-м, и он успешно работает, есть спрос. В прошлом году по заявкам граждан выполнено 184 эвакуации. С осени 2018-го наша служба занимается и сопровождением крупногабаритных грузов…

Если говорить обо всех этих полномочиях, то планы у нас масштабные. За последние годы Региональная транспортная служба достаточно серьезно выросла, о ней говорят и знают. Если раньше это была только служба весового контроля, то сегодня перед нами много масштабных задач.

– Говорят, в ваше ведение будут переданы и штрафстоянки?

– Не совсем так. Сегодня в области ведется реестр штрафстоянок, организованных юридическими лицами и предпринимателями по заявительному порядку. Но у нас есть районы, где их нет. Прорабатываются юридические аспекты передачи РТС полномочий по организации стоянок для задержанных транспортных средств.

Допустим, в Архангельске десять стоянок, а в Онежском, Мезенском, Пинежском районах – ни одной. То есть задерживают сотрудники Госавтоинспекции пьяного водителя, а задержать машину невозможно, так как поставить ее некуда.

– Часто звучит вопрос: почему поступившие в регион московские ЛИАЗы сдаются в аренду? Или они находятся на балансе РТС?

– 30 автобусов марки ЛИАЗ находятся в оперативном управлении Региональной транспортной службы. В соответствии с действующим законодательством государственное имущество не может передаваться безвозмездно, только в аренду. Те финансовые средства, которые мы будем получать от перевозчиков, планируется направлять на развитие системы общественного транспорта. Например, на установку информационных табло на остановках, о чем я уже рассказал.

Планы на самом деле серьезные, даже если говорить о комплексах фотовидеофиксации, то они могут существенно облегчить весогабаритный контроль.

Очевидно, что передвижные комплексы не работают в круглосуточном режиме, и хитрые перевозчики этим пользуются. IT-технологии помогают отслеживать передвижение тяжеловесных транспортных средств, информация передается по телефонам, и нарушители пренебрегают правилами проезда. Даже тряпочками закрывают свои номера, чтобы их не засекли камеры. Или выстраиваются колонной, ожидая, когда сотрудники службы весового контроля отправятся на отдых. Якобы одновременно все сломались и выжидают на обочине…

Все это можно предотвратить, если камеры устанавливать по направлениям движения, чтобы они работали в единой системе. Зафиксировали машину за 50 километров до контрольной точки, и, когда грузовик проезжает автоматический весовой контроль с закрытым номерным знаком, его легко опознать по всем предыдущим камерам.

Это должен быть единый центр автоматической обработки информации – и весогабаритный контроль, и система фотовидеофиксации нарушений ПДД.

То же самое касается автоматического светофорного регулирования, так называемой «зеленой волны», когда работа светофоров программируется в едином цикле исходя из средней скорости движения транспортных средств. Такая технология помогает сократить пробки, уменьшить остановки транспорта у перекрестков и число дорожно-транспортных происшествий. Даже в момент ДТП работу светофоров можно принудительно изменить, чтобы выпустить транспортные потоки.

– О «зеленой волне» часто говорят, но так и не применяют…

– А я скажу почему. Нельзя сделать автоматическую систему управления дорожным движением, когда комплексы установлены, например, на одном или другом перекрестке в точечном порядке. В таком случае пробка с одного места переместится на другое.

Такая система должна внедряться комплексно – по направлениям движения. Например, на проспектах Ленинградский, Московский в областном центре. Но эта работа должна быть синхронизирована с ремонтами и реконструкциями дорог. В противном случае все придется переустанавливать, а тратить деньги на одну и ту же задачу – нерационально.

Честно скажу, я видел, как это работает в некоторых субъектах – Москве, Санкт-Петербурге, Перми. Мне понравилось, это реально помогает отрегулировать нештатные ситуации на дороге. И о регулировщике – сотруднике ГИБДД вообще можно забыть.

– Разве не опасно подменять сотрудников Госавтоинспекции камерами?

– Очень опасно! Но их никто не подменяет, ведь камеры не могут выявить пьяного водителя. Несмотря на ужесточение санкций за вождение в состоянии алкогольного опьянения (сейчас 9 лет, а предлагается установить 15), как ездили пьяными, так и ездят. Людей ничего не останавливает.

Приезжаешь в отдаленный район области, где один-два инспектора работают, так жители уже из магазина выходят с бутылкой пива и садятся за руль. «Как так?» – спрашиваешь. «А инспектор на выходном», – отвечают. Район же маленький, они все друг друга знают – кто и когда отдыхает, кто нет. Я просто был ошеломлен – в небольших населенных пунктах они уже никого не боятся.

К сожалению, сотрудников Госавтоинспекции мы все реже видим на дорогах, а если кто-то попал в дорожно-транспортное происшествие, то ждать приходится три-четыре часа. У нас даже был случай с межмуниципальным автобусом – сутки ждали!

– А культура водителей, на ваш взгляд, меняется?

– Есть такое грамотное высказывание – кто как живет, тот так и ездит. Если жизнь у человека экстремальная и люди находятся в постоянном напряжении, то они эту нервозность переносят и на дорогу.

Когда было меньше автомобилей, люди уважительнее относились друг к другу. Рост автомобилизации, скорость жизни заставляют людей постоянно спешить… Но что-то меняется и в лучшую сторону. Помню, когда я лет 25 назад был в Германии, тогда для меня было чуждо – у нерегулируемого пешеходного перехода останавливались автомобили. У нас в России такого не было. А сейчас – норма.

– Все-таки это культура или неотвратимость наказания?

– Скорее второе. У нас же в стране, к сожалению, только кнутом, пряником не получается. Тот же пример с пьяным вождением это подтверждает: нет сотрудников полиции – начинают ездить.

Как показывает практика, дороги становятся лучше, а тяжесть последствий от аварий усугубляется. Просто каждый должен чаще задавать себе вопрос: насколько я сознательный водитель, как соблюдаю правила и уважаю ли пешеходов?

«Газета Архангельск» № 16 от 25 апреля 2019 года

Кто как живет, тот так  и ездит: камеры на дорогах Архангельской области собирают штрафов почти на 100 миллионов рублей в год

Вообще я сторонник введения запрета в России на автомобильные радары-детекторы, как это сделано, например, в Норвегии и Финляндии. У автомобилиста должно быть в сознании – скоростной режим нарушать нельзя! А не только там, где стоят камеры и радар об этом предупреждает.

– Сколько нарушений ежегодно фиксируется камерами?

– В 2018 году зафиксировано 220 тысяч случаев нарушений правил дорожного движения, постановления об административных правонарушениях выданы на общую сумму 101 миллион рублей. Если говорить про итоги пятилетней работы – около 1 миллиона постановлений
на общую сумму 464 миллиона рублей. С 1 января 2019 года все штрафы за нарушение ПДД, включая те, которые зафиксированы камерами фотовидеофиксации, поступают в региональный дорожный фонд.

– В годовом выражении это сколько?

– Примерно 270–300 миллионов рублей ежегодно. В свое время представители министерства транспорта Архангельской области продвигали эту идею на профессиональных форумах и конференциях. Понятно, что у дотационных регионов много задач и направлений, куда остро необходимо финансирование. Но мы считаем, что штрафы должны направляться на ремонт дорог и безопасность дорожного движения.

Посмотрите, в каком состоянии находятся пешеходные переходы, что с освещением, с тротуарами. Сегодня мы получаем возможность эти проблемы решать.

– И у региона хороший стимул пополнять бюджет, устанавливая больше камер…

– Дело не в этом. Основная задача – дисциплинировать водителей и снизить количество ДТП. Так, если в 2013 году по причине несоблюдения скорости движения в Архангельской области было 582 ДТП, то в 2018-м – 79.

Сейчас обсуждается вопрос о передаче полномочий по вынесению постановлений об административных правонарушениях с комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД от ГИБДД регионам. То есть штрафы по камерам будет администрировать уполномоченный орган в сфере транспорта на базе Региональной транспортной службы.

– Какие планируются изменения в сфере весогабаритного контроля?

– Мы усиливаем работу в рамках нацпроекта по сохранности автомобильных дорог – на региональной сети устанавливаем весогабаритные комплексы, работающие в автоматическом режиме. Такой комплекс появился в Котласе, летом он будет работать в автоматическом режиме. Чтобы закрыть все основные транспортные потоки внутри региона, в 2019–2020 годах планируется установить еще четыре пункта.

Один пункт весогабаритного контроля появится уже в этом году в Каргопольском районе. Остальные – в Устьянском, Вилегодском, Приморском (на выезде из Новодвинска в Холмогоры) – запланированы на следующий год.

Автоматический комплекс с устройством дорожного покрытия, в которое монтируются весы, стоит около 60 миллионов рублей. Штрафы на перевозчиков составляют до 500 тысяч рублей. Но мы прекрасно понимаем даже на примере других субъектов РФ, что основная задача весогабаритного контроля – не пополнить бюджет штрафами. Обычный перевозчик на КамАЗе или МАЗе больших денег не зарабатывает и оплачивать такие суммы не в состоянии. Важно заставить потенциальных нарушителей исполнять закон, отказаться от практики перевозки грузов сверх норматива, чтобы сохранить существующие дороги.

Помимо автоматических комплексов в Архангельской области работает пять передвижных пунктов весогабаритного контроля. Специалисты РТС совместно с инспекторами ГИБДД следят за передвижением транспортных средств, осуществляющих доставку тяжеловесных грузов. Если говорить про 2018 год, то были составлены акты о превышении допустимых параметров на 3,5 миллиона рублей. В прошлом году с перевозчиков взыскано в судебном порядке 9,5 миллиона рублей.

Кроме того, РТС выдает специальные разрешения на перевозку грузов, если законопослушные перевозчики добровольно заявляют о превышении допустимых нормативов. В 2018-м выдано почти 3,5 тысячи таких разрешений на 5,5 миллиона рублей.

Надо отметить, что в период временных ограничений движения транспортных средств перевозчики стали более законопослушными. Возможно, потому, что мы совместно с ГИБДД стали применять такую меру, как задержание транспортного средства. То есть это уже не просто остановили, составили акт – и нарушитель поехал дальше… К штрафу прибавляется плата за эвакуацию и стоянку. Забрать автомобиль в период временных ограничений сложно, и собственнику выгоднее просто не нарушать закон.

– Какие еще функции выполняет РТС?

– Фактически вся наша деятельность так или иначе связана с повышением безопасности дорожного движения. Например, РТС проводит технический осмотр транспортных средств. Конечно, на территории Архангельской области, достаточно частных станций диагностики, но мы занимаемся выдачей диагностических карт с помощью специальных передвижных пунктов.

Они работают в труднодоступных районах, где нет альтернативных пунктов техосмотра, как, к примеру, в Лешуконском и Мезенском районах. В прошлом году организовано 32 выезда в районы, оформлено свыше трех тысяч диагностических карт.

С прошлого года Региональная транспортная служба контролирует исполнение графиков движения автобусами межмуниципальных маршрутов. В режиме реального времени мы отслеживаем передвижение 54-х маршрутов. В перспективе планируем развивать систему информирования пассажиров – это и мобильные приложения, и интерактивные табло на остановках, чтобы человек мог оперативно получить сведения о времени и месте прибытия того или иного автобуса.

Еще одно важное направление деятельности – грузовая эвакуация. У РТС имеется единственный в области эвакуатор MAN, способный перевозить грузовые транспортные средства весом до 80 тонн. Мы его приобрели еще в 2014-м, и он успешно работает, есть спрос. В прошлом году по заявкам граждан выполнено 184 эвакуации. С осени 2018-го наша служба занимается и сопровождением крупногабаритных грузов…

Если говорить обо всех этих полномочиях, то планы у нас масштабные. За последние годы Региональная транспортная служба достаточно серьезно выросла, о ней говорят и знают. Если раньше это была только служба весового контроля, то сегодня перед нами много масштабных задач.

– Говорят, в ваше ведение будут переданы и штрафстоянки?

– Не совсем так. Сегодня в области ведется реестр штрафстоянок, организованных юридическими лицами и предпринимателями по заявительному порядку. Но у нас есть районы, где их нет. Прорабатываются юридические аспекты передачи РТС полномочий по организации стоянок для задержанных транспортных средств.

Допустим, в Архангельске десять стоянок, а в Онежском, Мезенском, Пинежском районах – ни одной. То есть задерживают сотрудники Госавтоинспекции пьяного водителя, а задержать машину невозможно, так как поставить ее некуда.

– Часто звучит вопрос: почему поступившие в регион московские ЛИАЗы сдаются в аренду? Или они находятся на балансе РТС?

– 30 автобусов марки ЛИАЗ находятся в оперативном управлении Региональной транспортной службы. В соответствии с действующим законодательством государственное имущество не может передаваться безвозмездно, только в аренду. Те финансовые средства, которые мы будем получать от перевозчиков, планируется направлять на развитие системы общественного транспорта. Например, на установку информационных табло на остановках, о чем я уже рассказал.

Планы на самом деле серьезные, даже если говорить о комплексах фотовидеофиксации, то они могут существенно облегчить весогабаритный контроль.

Очевидно, что передвижные комплексы не работают в круглосуточном режиме, и хитрые перевозчики этим пользуются. IT-технологии помогают отслеживать передвижение тяжеловесных транспортных средств, информация передается по телефонам, и нарушители пренебрегают правилами проезда. Даже тряпочками закрывают свои номера, чтобы их не засекли камеры. Или выстраиваются колонной, ожидая, когда сотрудники службы весового контроля отправятся на отдых. Якобы одновременно все сломались и выжидают на обочине…

Все это можно предотвратить, если камеры устанавливать по направлениям движения, чтобы они работали в единой системе. Зафиксировали машину за 50 километров до контрольной точки, и, когда грузовик проезжает автоматический весовой контроль с закрытым номерным знаком, его легко опознать по всем предыдущим камерам.

Это должен быть единый центр автоматической обработки информации – и весогабаритный контроль, и система фотовидеофиксации нарушений ПДД.

То же самое касается автоматического светофорного регулирования, так называемой «зеленой волны», когда работа светофоров программируется в едином цикле исходя из средней скорости движения транспортных средств. Такая технология помогает сократить пробки, уменьшить остановки транспорта у перекрестков и число дорожно-транспортных происшествий. Даже в момент ДТП работу светофоров можно принудительно изменить, чтобы выпустить транспортные потоки.

– О «зеленой волне» часто говорят, но так и не применяют…

– А я скажу почему. Нельзя сделать автоматическую систему управления дорожным движением, когда комплексы установлены, например, на одном или другом перекрестке в точечном порядке. В таком случае пробка с одного места переместится на другое.

Такая система должна внедряться комплексно – по направлениям движения. Например, на проспектах Ленинградский, Московский в областном центре. Но эта работа должна быть синхронизирована с ремонтами и реконструкциями дорог. В противном случае все придется переустанавливать, а тратить деньги на одну и ту же задачу – нерационально.

Честно скажу, я видел, как это работает в некоторых субъектах – Москве, Санкт-Петербурге, Перми. Мне понравилось, это реально помогает отрегулировать нештатные ситуации на дороге. И о регулировщике – сотруднике ГИБДД вообще можно забыть.

– Разве не опасно подменять сотрудников Госавтоинспекции камерами?

– Очень опасно! Но их никто не подменяет, ведь камеры не могут выявить пьяного водителя. Несмотря на ужесточение санкций за вождение в состоянии алкогольного опьянения (сейчас 9 лет, а предлагается установить 15), как ездили пьяными, так и ездят. Людей ничего не останавливает.

Приезжаешь в отдаленный район области, где один-два инспектора работают, так жители уже из магазина выходят с бутылкой пива и садятся за руль. «Как так?» – спрашиваешь. «А инспектор на выходном», – отвечают. Район же маленький, они все друг друга знают – кто и когда отдыхает, кто нет. Я просто был ошеломлен – в небольших населенных пунктах они уже никого не боятся.

К сожалению, сотрудников Госавтоинспекции мы все реже видим на дорогах, а если кто-то попал в дорожно-транспортное происшествие, то ждать приходится три-четыре часа. У нас даже был случай с межмуниципальным автобусом – сутки ждали!

– А культура водителей, на ваш взгляд, меняется?

– Есть такое грамотное высказывание – кто как живет, тот так и ездит. Если жизнь у человека экстремальная и люди находятся в постоянном напряжении, то они эту нервозность переносят и на дорогу.

Когда было меньше автомобилей, люди уважительнее относились друг к другу. Рост автомобилизации, скорость жизни заставляют людей постоянно спешить… Но что-то меняется и в лучшую сторону. Помню, когда я лет 25 назад был в Германии, тогда для меня было чуждо – у нерегулируемого пешеходного перехода останавливались автомобили. У нас в России такого не было. А сейчас – норма.

– Все-таки это культура или неотвратимость наказания?

– Скорее второе. У нас же в стране, к сожалению, только кнутом, пряником не получается. Тот же пример с пьяным вождением это подтверждает: нет сотрудников полиции – начинают ездить.

Как показывает практика, дороги становятся лучше, а тяжесть последствий от аварий усугубляется. Просто каждый должен чаще задавать себе вопрос: насколько я сознательный водитель, как соблюдаю правила и уважаю ли пешеходов?

«Газета Архангельск» № 16 от 25 апреля 2019 года

Поделиться
33327