7 февраля 2019

Когда же Арктика станет ближе?

О перспективах ее освоения и роли области в этом масштабном проекте

Константин Сергеевич Зайков, кандидат исторических наук, проректор по международному сотрудничеству САФУ, – гость нашей редакции. С ним мы беседуем о возможных вариантах развития экономической и социальной политики в арктических регионах страны и в Архангельской области, в частности.

– Константин Сергеевич, сегодня много разговоров, в том числе и на самом высоком уровне, о необходимости освоения Арктики, Севморпути, арктических месторождений, но темпы работ явно отстают от ожиданий. Чем можно это объяснить?

– Давайте сначала определим для себя, с чем связан ажиотаж вокруг арктической темы и почему в начале этого века все вдруг вспомнили об Арктике. Здесь несколько причин.

В последние годы значительно быстрее стал меняться климат. А это напрямую касается Арктики. Соответственно, активизировались научные исследования. В Ледовитом океане разведаны и доказаны огромные запасы полезных ископаемых. А учитывая тот факт, что в традиционных нефтегазоносных провинциях, таких как Тимано-Печорская и Западно-Сибирская, темпы добычи постепенно падают, низкая цена за баррель не позволяет вкладывать необходимые средства в масштабную геологоразведку, то наличие газа и нефти в арктических регионах и на шельфе Ледовитого океана сегодня просто нельзя игнорировать. Отсюда третья причина – военно-стратегическая. Огромную богатую, но малозаселенную территорию надо защищать. Ну и в-четвертых, я бы отметил экологический аспект. Внимание к этому региону вызвано обеспокоенностью за его состояние.

– И тем не менее о комплексном развитии территорий говорить пока не приходится даже при наличии таких весомых причин…

– Пока не приходится. Подходы в решении этих вопросов в последние годы изменились. Профильное министерство так и не создано. Федеральный закон об Арктической зоне России не принят. Шли разговоры о наделении полномочиями по развитию Арктической зоны Министерства по развитию Дальнего Востока, что, на мой взгляд, не совсем логично. Этого тоже не произошло. Продолжает работу Госкомиссия по вопросам развития Арктики, хотя и в сокращенном составе. Таким образом, сегодня развитие арктических регионов страны идет точечно, когда применим проектный подход. Яркий пример – освоение газовых месторождений на Ямале. Государство, привлекая средства инвесторов, строит новую промышленную и транспортную инфраструктуру, танкерный флот ледового класса и так далее. Но в других регионах такого бума нет.

– Получается, что стимулом для развития территорий становится исключительно экономическая целесообразность?

– Не только. Второе направление – это безопасность. По линии Министерства обороны обустраиваются военные базы, завозятся грузы, ведется строительство. И все это – тоже освоение Арктики. Грузы по линии Минобороны, как, кстати, и для освоения месторождений на Ямале, в основном доставляются через Архангельский морской торговый порт. И в этом плане у нас есть преимущество. Основные генеральные грузы удобнее доставлять в Арктику именно через Архангельск. Если в качестве двух основных хабов для перевалки транзитных товаров на трассе Севморпути выбраны Мурманск и Петропавловск-Камчатский, что вполне оправдано, то доставлять стройматериалы, продовольствие, оборудование в Арктику удобнее по железной дороге в Архангельск и далее морским транспортом по трассе Севморпути. Здесь вряд ли можно придумать что-то новое. Железная дорога до Белого моря недогружена, в то время как на Кольский полуостров перегружена. То же можно сказать и о мощностях Архангельского морского торгового порта. В военно-стратегическом плане Архангельск расположен намного удобнее Мурманска, порт которого при наличии военной угрозы легко будет перекрыть. Очевидно, что службы спасения логично также расположить у нас.Предположим, что цены не энергоресурсы вновь поднимутся, и тогда все может измениться и для нашего региона откроются новые возможности.

– Есть ли у нас другие точки роста, направления, которые в будущем смогут стать стимулом для освоения Арктики?

– Архангельск всегда был и остается крупнейшим научно-образовательным центром в Арктике. САФУ и СГМУ готовят специалистов для различных отраслей экономики именно Арктической зоны. У нас, к примеру, среди всех вузов самый большой процент выпускников трудоустраиваются именно в северных регионах, причем не только в области. Это не только специалисты профессий  технической направленности, но и учителя, психологи, специалисты по другим гуманитарным направлениям. Наше преимущество в том, что основная масса населения Арктической зоны проживает именно в западных арктических регионах. И именно у нас самые мощные научно-образовательная база и потенциал.

– В условиях, когда на государственном уровне освоение Арктики ведется по проектному принципу, а федеральная структура по координации работ не создана, что зависит от центра, а что можно генерировать на уровне региона?

– Это, без сомнения, развитие арктического туризма, которое от позиции центра зависит мало. Даже на примере нашей области мы видим, что с каждым годом интерес туристов к Арктике постоянно растет. Традиционные направления постепенно теряют привлекательность. А вот неизведанные, не тронутые цивилизацией края по всему миру становятся все более привлекательными для туризма. Здесь речь идет далеко не только о поездках на атомных ледоколах к Северному полюсу. Интересна и наша прибрежная зона, где в избытке есть и местный колорит, и традиционный уклад жизни, природные памятники и памятники архитектуры, до куда относительно легко можно добраться, где есть транспортная и гостиничная инфраструктура и так далее.

Что касается отдаленных регионов, то и здесь не все так печально. Организация регулярных авиачартеров на Землю Франца-Иосифа может резко удешевить стоимость перелета и, соответственно, всего тура в Арктику. В области для этого имеется вполне приемлемая инфраструктура.

У Росгидромета есть идея создания на ЗФИ научного городка по примеру поселка Ню-Олесунн на Шпицбергене, куда ежегодно для проведения научных исследований приезжают ученые со всего мира. Природные условия сопоставимые.

Мы упустили из вида рыбопромышленный комплекс. Мировые цены на рыбу постоянно растут. Наши соседи – норвежцы – этим активно пользуются, наращивая добычу и переработку. У нас также начато обновление рыболовного флота. Ну и еще я бы отметил среди важных факторов информационную привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и туристов. Этот аспект уж точно не зависит от позиции федерального центра, и здесь также есть над чем работать.

Когда же Арктика станет ближе?

– Константин Сергеевич, сегодня много разговоров, в том числе и на самом высоком уровне, о необходимости освоения Арктики, Севморпути, арктических месторождений, но темпы работ явно отстают от ожиданий. Чем можно это объяснить?

– Давайте сначала определим для себя, с чем связан ажиотаж вокруг арктической темы и почему в начале этого века все вдруг вспомнили об Арктике. Здесь несколько причин.

В последние годы значительно быстрее стал меняться климат. А это напрямую касается Арктики. Соответственно, активизировались научные исследования. В Ледовитом океане разведаны и доказаны огромные запасы полезных ископаемых. А учитывая тот факт, что в традиционных нефтегазоносных провинциях, таких как Тимано-Печорская и Западно-Сибирская, темпы добычи постепенно падают, низкая цена за баррель не позволяет вкладывать необходимые средства в масштабную геологоразведку, то наличие газа и нефти в арктических регионах и на шельфе Ледовитого океана сегодня просто нельзя игнорировать. Отсюда третья причина – военно-стратегическая. Огромную богатую, но малозаселенную территорию надо защищать. Ну и в-четвертых, я бы отметил экологический аспект. Внимание к этому региону вызвано обеспокоенностью за его состояние.

– И тем не менее о комплексном развитии территорий говорить пока не приходится даже при наличии таких весомых причин…

– Пока не приходится. Подходы в решении этих вопросов в последние годы изменились. Профильное министерство так и не создано. Федеральный закон об Арктической зоне России не принят. Шли разговоры о наделении полномочиями по развитию Арктической зоны Министерства по развитию Дальнего Востока, что, на мой взгляд, не совсем логично. Этого тоже не произошло. Продолжает работу Госкомиссия по вопросам развития Арктики, хотя и в сокращенном составе. Таким образом, сегодня развитие арктических регионов страны идет точечно, когда применим проектный подход. Яркий пример – освоение газовых месторождений на Ямале. Государство, привлекая средства инвесторов, строит новую промышленную и транспортную инфраструктуру, танкерный флот ледового класса и так далее. Но в других регионах такого бума нет.

– Получается, что стимулом для развития территорий становится исключительно экономическая целесообразность?

– Не только. Второе направление – это безопасность. По линии Министерства обороны обустраиваются военные базы, завозятся грузы, ведется строительство. И все это – тоже освоение Арктики. Грузы по линии Минобороны, как, кстати, и для освоения месторождений на Ямале, в основном доставляются через Архангельский морской торговый порт. И в этом плане у нас есть преимущество. Основные генеральные грузы удобнее доставлять в Арктику именно через Архангельск. Если в качестве двух основных хабов для перевалки транзитных товаров на трассе Севморпути выбраны Мурманск и Петропавловск-Камчатский, что вполне оправдано, то доставлять стройматериалы, продовольствие, оборудование в Арктику удобнее по железной дороге в Архангельск и далее морским транспортом по трассе Севморпути. Здесь вряд ли можно придумать что-то новое. Железная дорога до Белого моря недогружена, в то время как на Кольский полуостров перегружена. То же можно сказать и о мощностях Архангельского морского торгового порта. В военно-стратегическом плане Архангельск расположен намного удобнее Мурманска, порт которого при наличии военной угрозы легко будет перекрыть. Очевидно, что службы спасения логично также расположить у нас.Предположим, что цены не энергоресурсы вновь поднимутся, и тогда все может измениться и для нашего региона откроются новые возможности.

– Есть ли у нас другие точки роста, направления, которые в будущем смогут стать стимулом для освоения Арктики?

– Архангельск всегда был и остается крупнейшим научно-образовательным центром в Арктике. САФУ и СГМУ готовят специалистов для различных отраслей экономики именно Арктической зоны. У нас, к примеру, среди всех вузов самый большой процент выпускников трудоустраиваются именно в северных регионах, причем не только в области. Это не только специалисты профессий  технической направленности, но и учителя, психологи, специалисты по другим гуманитарным направлениям. Наше преимущество в том, что основная масса населения Арктической зоны проживает именно в западных арктических регионах. И именно у нас самые мощные научно-образовательная база и потенциал.

– В условиях, когда на государственном уровне освоение Арктики ведется по проектному принципу, а федеральная структура по координации работ не создана, что зависит от центра, а что можно генерировать на уровне региона?

– Это, без сомнения, развитие арктического туризма, которое от позиции центра зависит мало. Даже на примере нашей области мы видим, что с каждым годом интерес туристов к Арктике постоянно растет. Традиционные направления постепенно теряют привлекательность. А вот неизведанные, не тронутые цивилизацией края по всему миру становятся все более привлекательными для туризма. Здесь речь идет далеко не только о поездках на атомных ледоколах к Северному полюсу. Интересна и наша прибрежная зона, где в избытке есть и местный колорит, и традиционный уклад жизни, природные памятники и памятники архитектуры, до куда относительно легко можно добраться, где есть транспортная и гостиничная инфраструктура и так далее.

Что касается отдаленных регионов, то и здесь не все так печально. Организация регулярных авиачартеров на Землю Франца-Иосифа может резко удешевить стоимость перелета и, соответственно, всего тура в Арктику. В области для этого имеется вполне приемлемая инфраструктура.

У Росгидромета есть идея создания на ЗФИ научного городка по примеру поселка Ню-Олесунн на Шпицбергене, куда ежегодно для проведения научных исследований приезжают ученые со всего мира. Природные условия сопоставимые.

Мы упустили из вида рыбопромышленный комплекс. Мировые цены на рыбу постоянно растут. Наши соседи – норвежцы – этим активно пользуются, наращивая добычу и переработку. У нас также начато обновление рыболовного флота. Ну и еще я бы отметил среди важных факторов информационную привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и туристов. Этот аспект уж точно не зависит от позиции федерального центра, и здесь также есть над чем работать.

Поделиться
33507