11 апреля 2019

«Чтобы не опаздывать, нужно бежать»

Региональный координатор партийного проекта «Чистая страна», депутат облсобрания, председатель комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Виктор Заря стал гостем редакции «Газеты Архангельск». В разговоре мы затронули две темы – содержание контейнерных площадок и совершенствование программы благоустройства дворов и общественных территорий.

– Виктор Николаевич, до «Чистой страны» вы курировали партийный проект «Формирование комфортной городской среды». Скоро начнется активная фаза программы – работа подрядчиков. В частности, в Архангельске будет благоустроена общественная территория – парк на Ленинградском проспекте. Но, увидев эскиз будущего сквера, творческая молодежь возмутилась и предложила свое видение. Тем не менее странные мультяшные фигуры в проекте остались. Вы разделяете беспокойство горожан, что на выходе мы можем не получить красивого парка?

– У меня ощущение, что городская администрация все время не спешит. Но, чтобы не опаздывать, нужно бежать. Так и здесь – люди ожидают одного, получают другое.

Принимая любое важное решение, которое требует обсуждения и априори вызовет недовольство жителей, важно дать возможность людям участвовать в дискуссии. Зная, как все сегодня болезненно воспринимается, действительно нужно менять подход.

Все можно делать заранее, ведь еще в прошлом году парк на Ленинградском проспекте в Архангельске в рейтинговом голосовании вышел на второе место. Мы знали, что он попадает в программу. Уже можно было тогда запустить процедуру обсуждения: каким будет проект, что разместить на территории. Сейчас, когда люди возмутились, обсуждать уже, по сути, нечего – сроки поджимают, проект готов, все согласовано. Коррективы учтены, но концептуально все осталось по первоначальному плану.

– Во всем опять виноват Игорь Годзиш?

– Думаю, все зависит не только от главы города, но и от его окружения – специалистов, которые выполняют основную работу в администрации. Порой я тоже не могу понять некоторые управленческие решения, особенно когда заявляется: «это наша позиция». Мало того что есть закон, который четко прописывает, что нужно делать, но есть еще и такие понятия, как целесообразность и необходимость. «Позиция» в этом случае неуместна.

– Что вы предлагаете поменять в программе «Комфортная городская среда»?

– Сейчас при комитете по жилищной политике и коммунальному хозяйству создается экспертный совет с включением всех специалистов, которые причастны к сфере благоустройства и градостроительства, капитальному ремонту (архитекторы, дизайнеры, проектировщики, строители, представители общественных организаций, управляющих компаний, Госжилинспекции, прокуратуры). Планируем привлекать специалистов к обсуждению важных вопросов и прислушиваться к их мнению.

Совершенствование программы «Комфортная городская среда» – одна из тем для разговора. На мой взгляд, многие проблемы связаны со сроками. По существующему порядку администрация объявляет отбор территорий, которые будут благоустроены в следующем году, и до 1 октября принимает заявки. Победители объявляются в ноябре, а до 1 мая следующего года уже должны состояться конкурсы, должны быть заключены контракты. Получается, вся основная работа уходит в зиму – самое неблагополучное время для проработки проекта благоустройства. Все занесено снегом, да и времени мало, ведь проект надо еще и обсудить.

Мы предлагаем сбор заявок ограничить 1 июня. Чтобы жильцы многоквартирных домов смогли принять решение об участии в программе весной – до начала дачного и отпускного сезона. И дальше у людей появляется время тщательнее поработать над проектом, ведь, как правило, на этапе подачи заявки собственники предлагают лишь эскиз своего будущего двора. Это некий набор «я хочу», который после подсчета итоговой суммы затрат существенно сокращается, ведь собственники должны обеспечить софинансирование проекта в размере не менее 5 процентов. На мой взгляд, нужно увеличить период времени именно на осмысленную подготовку проектов.

Кроме того, предлагается уравнять всех заявителей – независимо от того, предоставляет дом свой дизайн-проект на этапе заявки или нет. Сегодня, если собственники готовят его самостоятельно, при отборе победителей им начисляют дополнительные баллы. Такой критерий оценки нужно исключить.

Во-первых, жители редко готовят проекты, это проблематично с точки зрения оплаты услуг. Во-вторых, их всегда приходится существенно дорабатывать. Проекты благоустройства должна заказывать мэрия, тогда участники отбора будут поставлены в равные условия.

Другой важный аспект касается приемки работ. Контроль за работой подрядчиков должен быть более экспертным. Возможно, есть смысл продумать не только о строительном контроле, но и об авторском проектном надзоре.

Ну и самое главное – обсуждение. Если с людьми больше контактировать именно на стадии подготовки проектов, мы снимем большинство замечаний. А иначе будет как на примере двора на проспекте Дзержинского, 3. Группа людей подготовила дизайн-проект, с остальными не согласовала, и жители остались недовольны. А потом даже технику не пускали во двор…

– Вообще чаще от людей звучат негативные отзывы. Почему?

– Я недавно участвовал в радиоэфире по этой теме – из десяти звонков слушателей ни одного положительного. Даже там, где уже сделано благоустройство, люди недовольны. Я бы даже сказал, что они озлоблены. Значит, жители что-то недопонимают или мы неправильно преподносим информацию. К сожалению, в нашей стране население больше доверяет источникам со стороны, нежели официальным органам власти.

Продвижению проекта мешает инертность управляющих компаний. Если бы они были заинтересованы в благоустройстве дворовых территорий и помогли жителям подготовить документы, у нас было бы больше комфортных территорий. Конечно, такие УК, которые переживают, беспокоятся и помогают собственникам провести собрания, есть, но их мало. Интерес нужен и от администрации – не просто объявить конкурс, собрать документы и отчитаться, а получить результат, который понравится людям.

– Много критики связано с парком «Зарусье» на улице 23-й Гвардейской дивизии. Причем не только от горожан, но и экспертов ОНФ. Якобы все благоустройство свелось к закатыванию асфальта, на территории не предусмотрено ни одной точки питания, туалета.

– Я тоже могу приехать в любой город, если мне дадут такие полномочия, и сказать: тут мне хотелось бы видеть гору для скалолазания, а здесь – бассейн с лежаками.

Мы изучали опыт Татарстана – достаточно узнать цену парков в Казани, это 300–400 миллионов рублей, но никак не 30 миллионов, которые потрачены на «Зарусье». Например, у нас двор на Новгородском проспекте получился за 14 миллионов! Если заглянуть – этих денег там вроде и нет, но контролирующие органы проверяли и ничего не нашли. А парк у «Руси» обошелся в 30 миллионов, но там и территория больше гектара.

Обывателю, может, и не видно, но большой комплекс работ обычно связан именно с земельными работами: выкорчевать деревья, вывезти грунт, привезти песок – это недешевое удовольствие.

Если бы нам разрешили благоустраивать парки поэтапно – в первый год одни виды работ с определенным финансированием не меньше 20 миллионов, на второй год – следующий фронт работ и снова 20 миллионов и т. д., то мы бы могли доработать и учесть все замечания. Тогда бы общественная территория соответствовала своему назначению.

А насчет туалетов – все опять упирается в деньги. Его нужно построить, провести канализацию, взять на содержание. Когда посчитали, сколько необходимо миллионов, от этой идеи отказались.

– По срокам какие прогнозы на этот год?

– Пока отстающих не наблюдается. До 1 мая муниципалитеты должны заключить контракты с подрядчиками (по дворам). В прошлом году срок окончания работ был заявлен 1 сентября, но закончили в октябре, хотя программа сама длилась до конца декабря. Просто мы ускорились.

Помимо сроков есть вопрос, сколько денег израсходует область. Например, в прошлом году у Архангельска «зависло» девять миллионов рублей, которые в ноябре пришлось перекидывать на другие районы. Это еще хорошо, что нашлись муниципалитеты, которые с радостью их взяли, – у них были запасные проекты… Вельск, например, и проекты делает интересные, и денег просит еще больше.

По программе «Комфортная городская среда» Архангельск почему-то часто звучит как отстающий. Не знаю, в чем причина, хотя и специалистов больше по сравнению с районами, и денег. Казалось бы, областной центр должен быть примером во всем, но не получается.

В 2020 году Правительство РФ будет оценивать выполнение программы по индексу качества, и от этого будет зависеть дальнейшее выделение средств регионам. Качественное и своевременное выполнение программы позволит Архангельской области рассчитывать на увеличение финансирования.

Честно говоря, я уже переживаю, как мы в этом году справимся. Хотя мы предусмотрели некоторые санкции – если до 1 мая не подписаны контракты, забираем деньги и направляем в другие МО.

– Как театр начинается с вешалки, так реформа обращения с ТКО начинается с контейнерной площадки. Когда-нибудь места сбора отходов будут в образцовом состоянии?

– В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также с Правилами обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с отходами с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления отходов (на контейнерной площадке). При этом бремя содержания контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут жители.

Те площадки, которые не входят в состав общего имущества, должны обустраиваться и обслуживаться собственниками земельного участка, на котором расположены такие площадки. В подавляющем большинстве случаев это органы местного самоуправления и юридические лица коммерческих объектов недвижимости.

В августе 2018 года Постановлением Правительства РФ № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно документу с 2019 года создание и оборудование площадок, ведение реестра площадок закреплены за органами местного самоуправления. Правда, тоже с оговоркой – если у участка, где расположена площадка, есть законный владелец, именно он за нее и отвечает.

В Северодвинске практически все отмежевано, эта проблема там решается проще. Однако в Архангельске почти нет домов, где площадки уже размещены или их можно разместить на земельном участке, закрепленном за конкретным МКД. А ведь только в этом случае площадка может быть признана общедомовым имуществом и содержаться за счет жильцов, что предусмотрено Жилищным кодексом.

По факту сейчас контейнерные площадки расположены на земельных участках, собственность на которые не разграничена, или на муниципальных землях.
Таким образом, содержать их должна администрация города. Все попытки переложить эту ответственность на жильцов и тем более на управляющие компании ни к чему не приведут. Да, люди могут выбрать место размещения мусорных баков, но юридически
это не обязывает за них отвечать.

Усугубила ситуацию позиция муниципального ООО «САХ» – в августе прошлого года бывшее МУП ликвидировало десятки площадок по всему городу (бетонные плиты вывезены, ограждения разрезаны) из-за несогласия управляющих компаний и ТСЖ платить компании за обустройство площадок. И сегодня, по сути, по всем брошенным контейнерам в городе, которые стоят прямо на земле, уже можно обращаться в контролирующие органы. Это уже незаконно, нужно штрафовать администрацию.

Обязанность органов местного самоуправления содержать площадки прописана и в территориальной схеме обращения с отходами, приведен расчет стоимости стандартной площадки. Она, кстати, обязательно должна быть с крышей, ограждением, непроницаемым для воды основанием.

– А где взять столько денег? Опасения муниципалов в этом случае понятны…

– Территориальная схема готовилась два года, за это время можно было провести ревизию всех городских объектов сбора и накопления отходов, определить, соответствуют ли они критериям. А дальше решать вопрос с землей.

От имени комитета облсобрания мы всем главам разослали письма с просьбой предоставить информацию, сколько средств на оборудование контейнерных площадок им необходимо в идеале. Нужно понимать общую сумму, ведь региональная власть не отходит от этой проблемы. Я разговаривал с губернатором Игорем Анатольевичем Орловым – он сказал, что прежде правительство ждет действий от самих муниципалов. Когда мы будем видеть, что они работают, – поможем. Но ведь движения никакого нет!

Опять «наша позиция» мэрии – это будут делать УК. А я спросил на форуме представителей управляющих организаций: «Поднимите руки, кто за свои деньги готов обустраивать площадки?» Никто не отреагировал.

Вообще с учетом всех изменений в сфере обращения с ТКО у площадок должен быть один хозяин – будь то региональный оператор или муниципалитет. Те площадки, которые отмежеваны для домов и управляются ТСЖ, пусть содержатся жильцами. Но когда речь идет о совместной площадке, которой пользуются несколько домов, «коллективная ответственность» ничего не изменит. Мы знаем, как УК умеют «договариваться», составляют графики дежурства и прочее. Сегодня не очень понятен юридический механизм, как можно за ними закрепить участки на добровольной основе. В аренду? А если УК отказывается от дома или банкротится? Участок же не может перейти «по наследству».

Московская область решила проблему за счет регионального оператора. Они сразу поняли, что площадки – это засада. Утвержден эскиз типовой площадки с двумя контейнерами – для мокрого и сухого мусора. В Воронежской области стоят уже три сортировочных комплекса, планируется 16.

Архангельская область пока в числе 12 регионов, в которых не запущена реформа по обращению с ТКО. Все упирается в опорный объект территориальной схемы – полигон.

Факт

Проект «Чистая страна» призван объединить усилия партии «Единая Россия», органов власти, профессиональных экологов, общественников, экоактивистов, волонтеров для наиболее эффективного решения экологических проблем.

КСТАТИ

В 2019 году бюджет проекта «Комфортная городская среда» в Архангельской области составляет 370 миллионов рублей. Планируется благоустроить 136 дворов и 77 общественных территорий, в том числе шесть городских парков.

«Чтобы не опаздывать, нужно бежать»

– Виктор Николаевич, до «Чистой страны» вы курировали партийный проект «Формирование комфортной городской среды». Скоро начнется активная фаза программы – работа подрядчиков. В частности, в Архангельске будет благоустроена общественная территория – парк на Ленинградском проспекте. Но, увидев эскиз будущего сквера, творческая молодежь возмутилась и предложила свое видение. Тем не менее странные мультяшные фигуры в проекте остались. Вы разделяете беспокойство горожан, что на выходе мы можем не получить красивого парка?

– У меня ощущение, что городская администрация все время не спешит. Но, чтобы не опаздывать, нужно бежать. Так и здесь – люди ожидают одного, получают другое.

Принимая любое важное решение, которое требует обсуждения и априори вызовет недовольство жителей, важно дать возможность людям участвовать в дискуссии. Зная, как все сегодня болезненно воспринимается, действительно нужно менять подход.

Все можно делать заранее, ведь еще в прошлом году парк на Ленинградском проспекте в Архангельске в рейтинговом голосовании вышел на второе место. Мы знали, что он попадает в программу. Уже можно было тогда запустить процедуру обсуждения: каким будет проект, что разместить на территории. Сейчас, когда люди возмутились, обсуждать уже, по сути, нечего – сроки поджимают, проект готов, все согласовано. Коррективы учтены, но концептуально все осталось по первоначальному плану.

– Во всем опять виноват Игорь Годзиш?

– Думаю, все зависит не только от главы города, но и от его окружения – специалистов, которые выполняют основную работу в администрации. Порой я тоже не могу понять некоторые управленческие решения, особенно когда заявляется: «это наша позиция». Мало того что есть закон, который четко прописывает, что нужно делать, но есть еще и такие понятия, как целесообразность и необходимость. «Позиция» в этом случае неуместна.

– Что вы предлагаете поменять в программе «Комфортная городская среда»?

– Сейчас при комитете по жилищной политике и коммунальному хозяйству создается экспертный совет с включением всех специалистов, которые причастны к сфере благоустройства и градостроительства, капитальному ремонту (архитекторы, дизайнеры, проектировщики, строители, представители общественных организаций, управляющих компаний, Госжилинспекции, прокуратуры). Планируем привлекать специалистов к обсуждению важных вопросов и прислушиваться к их мнению.

Совершенствование программы «Комфортная городская среда» – одна из тем для разговора. На мой взгляд, многие проблемы связаны со сроками. По существующему порядку администрация объявляет отбор территорий, которые будут благоустроены в следующем году, и до 1 октября принимает заявки. Победители объявляются в ноябре, а до 1 мая следующего года уже должны состояться конкурсы, должны быть заключены контракты. Получается, вся основная работа уходит в зиму – самое неблагополучное время для проработки проекта благоустройства. Все занесено снегом, да и времени мало, ведь проект надо еще и обсудить.

Мы предлагаем сбор заявок ограничить 1 июня. Чтобы жильцы многоквартирных домов смогли принять решение об участии в программе весной – до начала дачного и отпускного сезона. И дальше у людей появляется время тщательнее поработать над проектом, ведь, как правило, на этапе подачи заявки собственники предлагают лишь эскиз своего будущего двора. Это некий набор «я хочу», который после подсчета итоговой суммы затрат существенно сокращается, ведь собственники должны обеспечить софинансирование проекта в размере не менее 5 процентов. На мой взгляд, нужно увеличить период времени именно на осмысленную подготовку проектов.

Кроме того, предлагается уравнять всех заявителей – независимо от того, предоставляет дом свой дизайн-проект на этапе заявки или нет. Сегодня, если собственники готовят его самостоятельно, при отборе победителей им начисляют дополнительные баллы. Такой критерий оценки нужно исключить.

Во-первых, жители редко готовят проекты, это проблематично с точки зрения оплаты услуг. Во-вторых, их всегда приходится существенно дорабатывать. Проекты благоустройства должна заказывать мэрия, тогда участники отбора будут поставлены в равные условия.

Другой важный аспект касается приемки работ. Контроль за работой подрядчиков должен быть более экспертным. Возможно, есть смысл продумать не только о строительном контроле, но и об авторском проектном надзоре.

Ну и самое главное – обсуждение. Если с людьми больше контактировать именно на стадии подготовки проектов, мы снимем большинство замечаний. А иначе будет как на примере двора на проспекте Дзержинского, 3. Группа людей подготовила дизайн-проект, с остальными не согласовала, и жители остались недовольны. А потом даже технику не пускали во двор…

– Вообще чаще от людей звучат негативные отзывы. Почему?

– Я недавно участвовал в радиоэфире по этой теме – из десяти звонков слушателей ни одного положительного. Даже там, где уже сделано благоустройство, люди недовольны. Я бы даже сказал, что они озлоблены. Значит, жители что-то недопонимают или мы неправильно преподносим информацию. К сожалению, в нашей стране население больше доверяет источникам со стороны, нежели официальным органам власти.

Продвижению проекта мешает инертность управляющих компаний. Если бы они были заинтересованы в благоустройстве дворовых территорий и помогли жителям подготовить документы, у нас было бы больше комфортных территорий. Конечно, такие УК, которые переживают, беспокоятся и помогают собственникам провести собрания, есть, но их мало. Интерес нужен и от администрации – не просто объявить конкурс, собрать документы и отчитаться, а получить результат, который понравится людям.

– Много критики связано с парком «Зарусье» на улице 23-й Гвардейской дивизии. Причем не только от горожан, но и экспертов ОНФ. Якобы все благоустройство свелось к закатыванию асфальта, на территории не предусмотрено ни одной точки питания, туалета.

– Я тоже могу приехать в любой город, если мне дадут такие полномочия, и сказать: тут мне хотелось бы видеть гору для скалолазания, а здесь – бассейн с лежаками.

Мы изучали опыт Татарстана – достаточно узнать цену парков в Казани, это 300–400 миллионов рублей, но никак не 30 миллионов, которые потрачены на «Зарусье». Например, у нас двор на Новгородском проспекте получился за 14 миллионов! Если заглянуть – этих денег там вроде и нет, но контролирующие органы проверяли и ничего не нашли. А парк у «Руси» обошелся в 30 миллионов, но там и территория больше гектара.

Обывателю, может, и не видно, но большой комплекс работ обычно связан именно с земельными работами: выкорчевать деревья, вывезти грунт, привезти песок – это недешевое удовольствие.

Если бы нам разрешили благоустраивать парки поэтапно – в первый год одни виды работ с определенным финансированием не меньше 20 миллионов, на второй год – следующий фронт работ и снова 20 миллионов и т. д., то мы бы могли доработать и учесть все замечания. Тогда бы общественная территория соответствовала своему назначению.

А насчет туалетов – все опять упирается в деньги. Его нужно построить, провести канализацию, взять на содержание. Когда посчитали, сколько необходимо миллионов, от этой идеи отказались.

– По срокам какие прогнозы на этот год?

– Пока отстающих не наблюдается. До 1 мая муниципалитеты должны заключить контракты с подрядчиками (по дворам). В прошлом году срок окончания работ был заявлен 1 сентября, но закончили в октябре, хотя программа сама длилась до конца декабря. Просто мы ускорились.

Помимо сроков есть вопрос, сколько денег израсходует область. Например, в прошлом году у Архангельска «зависло» девять миллионов рублей, которые в ноябре пришлось перекидывать на другие районы. Это еще хорошо, что нашлись муниципалитеты, которые с радостью их взяли, – у них были запасные проекты… Вельск, например, и проекты делает интересные, и денег просит еще больше.

По программе «Комфортная городская среда» Архангельск почему-то часто звучит как отстающий. Не знаю, в чем причина, хотя и специалистов больше по сравнению с районами, и денег. Казалось бы, областной центр должен быть примером во всем, но не получается.

В 2020 году Правительство РФ будет оценивать выполнение программы по индексу качества, и от этого будет зависеть дальнейшее выделение средств регионам. Качественное и своевременное выполнение программы позволит Архангельской области рассчитывать на увеличение финансирования.

Честно говоря, я уже переживаю, как мы в этом году справимся. Хотя мы предусмотрели некоторые санкции – если до 1 мая не подписаны контракты, забираем деньги и направляем в другие МО.

– Как театр начинается с вешалки, так реформа обращения с ТКО начинается с контейнерной площадки. Когда-нибудь места сбора отходов будут в образцовом состоянии?

– В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также с Правилами обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с отходами с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления отходов (на контейнерной площадке). При этом бремя содержания контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут жители.

Те площадки, которые не входят в состав общего имущества, должны обустраиваться и обслуживаться собственниками земельного участка, на котором расположены такие площадки. В подавляющем большинстве случаев это органы местного самоуправления и юридические лица коммерческих объектов недвижимости.

В августе 2018 года Постановлением Правительства РФ № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно документу с 2019 года создание и оборудование площадок, ведение реестра площадок закреплены за органами местного самоуправления. Правда, тоже с оговоркой – если у участка, где расположена площадка, есть законный владелец, именно он за нее и отвечает.

В Северодвинске практически все отмежевано, эта проблема там решается проще. Однако в Архангельске почти нет домов, где площадки уже размещены или их можно разместить на земельном участке, закрепленном за конкретным МКД. А ведь только в этом случае площадка может быть признана общедомовым имуществом и содержаться за счет жильцов, что предусмотрено Жилищным кодексом.

По факту сейчас контейнерные площадки расположены на земельных участках, собственность на которые не разграничена, или на муниципальных землях.
Таким образом, содержать их должна администрация города. Все попытки переложить эту ответственность на жильцов и тем более на управляющие компании ни к чему не приведут. Да, люди могут выбрать место размещения мусорных баков, но юридически
это не обязывает за них отвечать.

Усугубила ситуацию позиция муниципального ООО «САХ» – в августе прошлого года бывшее МУП ликвидировало десятки площадок по всему городу (бетонные плиты вывезены, ограждения разрезаны) из-за несогласия управляющих компаний и ТСЖ платить компании за обустройство площадок. И сегодня, по сути, по всем брошенным контейнерам в городе, которые стоят прямо на земле, уже можно обращаться в контролирующие органы. Это уже незаконно, нужно штрафовать администрацию.

Обязанность органов местного самоуправления содержать площадки прописана и в территориальной схеме обращения с отходами, приведен расчет стоимости стандартной площадки. Она, кстати, обязательно должна быть с крышей, ограждением, непроницаемым для воды основанием.

– А где взять столько денег? Опасения муниципалов в этом случае понятны…

– Территориальная схема готовилась два года, за это время можно было провести ревизию всех городских объектов сбора и накопления отходов, определить, соответствуют ли они критериям. А дальше решать вопрос с землей.

От имени комитета облсобрания мы всем главам разослали письма с просьбой предоставить информацию, сколько средств на оборудование контейнерных площадок им необходимо в идеале. Нужно понимать общую сумму, ведь региональная власть не отходит от этой проблемы. Я разговаривал с губернатором Игорем Анатольевичем Орловым – он сказал, что прежде правительство ждет действий от самих муниципалов. Когда мы будем видеть, что они работают, – поможем. Но ведь движения никакого нет!

Опять «наша позиция» мэрии – это будут делать УК. А я спросил на форуме представителей управляющих организаций: «Поднимите руки, кто за свои деньги готов обустраивать площадки?» Никто не отреагировал.

Вообще с учетом всех изменений в сфере обращения с ТКО у площадок должен быть один хозяин – будь то региональный оператор или муниципалитет. Те площадки, которые отмежеваны для домов и управляются ТСЖ, пусть содержатся жильцами. Но когда речь идет о совместной площадке, которой пользуются несколько домов, «коллективная ответственность» ничего не изменит. Мы знаем, как УК умеют «договариваться», составляют графики дежурства и прочее. Сегодня не очень понятен юридический механизм, как можно за ними закрепить участки на добровольной основе. В аренду? А если УК отказывается от дома или банкротится? Участок же не может перейти «по наследству».

Московская область решила проблему за счет регионального оператора. Они сразу поняли, что площадки – это засада. Утвержден эскиз типовой площадки с двумя контейнерами – для мокрого и сухого мусора. В Воронежской области стоят уже три сортировочных комплекса, планируется 16.

Архангельская область пока в числе 12 регионов, в которых не запущена реформа по обращению с ТКО. Все упирается в опорный объект территориальной схемы – полигон.

Факт

Проект «Чистая страна» призван объединить усилия партии «Единая Россия», органов власти, профессиональных экологов, общественников, экоактивистов, волонтеров для наиболее эффективного решения экологических проблем.

КСТАТИ

В 2019 году бюджет проекта «Комфортная городская среда» в Архангельской области составляет 370 миллионов рублей. Планируется благоустроить 136 дворов и 77 общественных территорий, в том числе шесть городских парков.

Поделиться
37524