27 апреля 2017

«Алиса» – открыта в сказку дверь

Знаменитые на весь мир истории Льюиса Кэрролла Дмитрий Трубин иллюстрировал дважды… с разницей в 25 лет. Увидеть их, а заодно и оценить становление мастерства известного архангельского художника на протяжении четверти века можно на выставке «Алиса» в малом выставочном зале Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова.

Открытие было скорее камерным: художник, его родные и близкие, немного постоянных почитателей таланта и пара-тройка журналистов. Куда ж без нас. И получилось оно, по мнению самого Дмитрия Трубина, каким-то уж «слишком интеллигентным». Да, бесшабашной братии художников мэтру явно не хватило, зато библиотека – самое подходящее место для книжных иллюстраций.

Дмитрий Трубин достаточно широко известен как иллюстратор: на его счету более ста детских книг. Историю о том, как делается детская книга, он сравнивает с колдовским котлом, в который превращается голова: «Там варится странная похлебка, куда я подбрасываю щепотку своих эстетических пристрастий и крупицу своего же жизненного опыта…»

История создания иллюстраций к «Алисе» вышла почти мистической. Впервые Дмитрий проиллюстрировал книгу Кэрролла в 1991 году, однако она вышла в свет лишь в 2002-м книжкой-перевертышем: с одной стороны читаешь «Алису в Стране чудес», с другой – «Алису в Зазеркалье».

Художник вспоминает, что начал работу с образа Алисы… и, как оказалось позже, нарисовал копию своей будущей дочки Кати (она родилась через три года).

– Те же распахнутые голубые глаза, те же прямые волосы, те же жесты маленьких ручек… Прошло 25 лет. Дочь стала взрослой. Ее портрет тоже есть на выставке, да и посвящена она именно ей. Катя стала прообразом и для моей новой «Алисы».

Фото: Ирина Овчинникова

Я давно уже хотел переделать свою «старую» «Алису»… Когда же написал Катю (а это случилось совсем недавно), то сразу увидел «Алису» новую… Обе мои Алисы – это моя Катя. Так бывает, художник иногда предчувствует, а может, и переиначивает мир под себя.

В экспозиции представлены двадцать восемь иллюстраций. И практически у каждой есть своя загадка. Фишка художника – добавить в рисунок элемент аппликации. Вот и попробуйте найти такой фрагмент в каждой работе! Не зная, что надо искать, их можно просто не заметить, да и приглядевшись, не сразу поймешь. Интересная получится игра, можете предложить своим детям – выставка им гарантированно понравится.

arh16 17 5 8eec8

Фото: Ирина Овчинникова

Также здесь представлена книга литературоведа и переводчика, автора классического перевода на русский язык произведений Л. Кэрролла Нины Демуровой «Картинки и разговоры». Издание построено в форме непринужденных бесед с художниками, писателями, переводчиками, композиторами, режиссерами, математиками. Каждый из них рассказывает о своих «взаимоотношениях» с писателем и его героями, о рождении неповторимых образов, созданных под влиянием творчества Льюиса Кэрролла. В числе ее собеседников – Дмитрий Трубин.

И он уверен: сказку будут иллюстрировать снова и снова, и читать всегда будут, и особенно у нас, в России.

– Мне кажется, нам свойственна сверхзадача, игра словами, любовь к фразам-перевертышам. Кэрролл, конечно, очень современен, даже странно думать, что все это написано в позапрошлом веке, – отмечает художник.

Что ж, с этим сложно не согласиться. Наверное, своеобразная Алиса живет в каждом из нас. Так почему бы не взглянуть на эти рисунки и не попытаться найти в них себя? Выставка будет работать до 17 мая.

arh16 17 7 dcef1

Фото: Ирина Овчинникова

«Алиса» – открыта в сказку дверь

Открытие было скорее камерным: художник, его родные и близкие, немного постоянных почитателей таланта и пара-тройка журналистов. Куда ж без нас. И получилось оно, по мнению самого Дмитрия Трубина, каким-то уж «слишком интеллигентным». Да, бесшабашной братии художников мэтру явно не хватило, зато библиотека – самое подходящее место для книжных иллюстраций.

Дмитрий Трубин достаточно широко известен как иллюстратор: на его счету более ста детских книг. Историю о том, как делается детская книга, он сравнивает с колдовским котлом, в который превращается голова: «Там варится странная похлебка, куда я подбрасываю щепотку своих эстетических пристрастий и крупицу своего же жизненного опыта…»

История создания иллюстраций к «Алисе» вышла почти мистической. Впервые Дмитрий проиллюстрировал книгу Кэрролла в 1991 году, однако она вышла в свет лишь в 2002-м книжкой-перевертышем: с одной стороны читаешь «Алису в Стране чудес», с другой – «Алису в Зазеркалье».

Художник вспоминает, что начал работу с образа Алисы… и, как оказалось позже, нарисовал копию своей будущей дочки Кати (она родилась через три года).

– Те же распахнутые голубые глаза, те же прямые волосы, те же жесты маленьких ручек… Прошло 25 лет. Дочь стала взрослой. Ее портрет тоже есть на выставке, да и посвящена она именно ей. Катя стала прообразом и для моей новой «Алисы».

Фото: Ирина Овчинникова

Я давно уже хотел переделать свою «старую» «Алису»… Когда же написал Катю (а это случилось совсем недавно), то сразу увидел «Алису» новую… Обе мои Алисы – это моя Катя. Так бывает, художник иногда предчувствует, а может, и переиначивает мир под себя.

В экспозиции представлены двадцать восемь иллюстраций. И практически у каждой есть своя загадка. Фишка художника – добавить в рисунок элемент аппликации. Вот и попробуйте найти такой фрагмент в каждой работе! Не зная, что надо искать, их можно просто не заметить, да и приглядевшись, не сразу поймешь. Интересная получится игра, можете предложить своим детям – выставка им гарантированно понравится.

arh16 17 5 8eec8

Фото: Ирина Овчинникова

Также здесь представлена книга литературоведа и переводчика, автора классического перевода на русский язык произведений Л. Кэрролла Нины Демуровой «Картинки и разговоры». Издание построено в форме непринужденных бесед с художниками, писателями, переводчиками, композиторами, режиссерами, математиками. Каждый из них рассказывает о своих «взаимоотношениях» с писателем и его героями, о рождении неповторимых образов, созданных под влиянием творчества Льюиса Кэрролла. В числе ее собеседников – Дмитрий Трубин.

И он уверен: сказку будут иллюстрировать снова и снова, и читать всегда будут, и особенно у нас, в России.

– Мне кажется, нам свойственна сверхзадача, игра словами, любовь к фразам-перевертышам. Кэрролл, конечно, очень современен, даже странно думать, что все это написано в позапрошлом веке, – отмечает художник.

Что ж, с этим сложно не согласиться. Наверное, своеобразная Алиса живет в каждом из нас. Так почему бы не взглянуть на эти рисунки и не попытаться найти в них себя? Выставка будет работать до 17 мая.

arh16 17 7 dcef1

Фото: Ирина Овчинникова

Поделиться
21468