24 ноября 2017

«Ах эта свадьба. Обряды. Традиции»

12 ноября в Добролюбовке руководитель клуба народной культуры «Сугревушка» заслуженный работник культуры РФ Тамара Левачева презентовала новую книгу «Ах эта свадьба. Обряды. Традиции».

За крепкую семью!

– Давно уже надо было ее выпустить, да средств не находилось, – заметила Тамара Антоновна, – хотя материал, собранный в экспедициях по Архангельской области, конечно, не устарел. Настоящие русские свадьбы справляли, пожалуй, в начале 60-х.

В их обрядах важно все – каждый жест и слово имеют значение. Сейчас же зачастую расписались, не зная роду-племени друг друга, и пошли гулять: «Валя выпивает, Кате наливает». Да и обычаи ввели не наши, заморские. Потому я попыталась на этнографическом материале показать, как можно и нужно применять его в современной свадьбе, чтобы она прошла в северной традиции и запомнилась, а семья крепкая – без ссор и разводов – образовалась.

Именно так выдавали замуж да женили своих «сугревушек» в коллективе. Первая свадьба – Игоря и Нины Воюшиных, они уже и серебряную отметили. А на презентации показали фрагменты обряда с другой парой – Алексеем и Еленой Шептуновыми, которые сочетались законным браком в традиционных северных нарядах. «Выводили ему красну девицу…» Невеста в венце, жемчужные бусы на шее, коротена с вышивкой – загляденье! Жених – в рубахе-косоворотке, жилетке, картузе – ясный сокол, да и только!

Свату – репу?

Сватовство, девичник и мальчишник, буженье невесты, баня, приезд жениха… и так до свадебного стола. Со сватом та еще история. В книге ярко описана и на встрече смешно обыграна. Как идти в дом невесты, да спиной ненароком ворота не открыть, как с прибаутками сосватать… Не удастся, так свату репу или поварешку вручат (это на югах гарбуз подносят, а у нас предлагают самому щи хлебать), в саже вымажут, на бороне по деревне прокатят. Впрочем, и в удачном случае над сватом принято было подшучивать на свадьбе, например среди песни или пляски ущипнуть, а лучше – поцеловать в знак благодарности.

Особый разговор – плач невесты, причем он был принят, говорит Тамара Левачева, не только в Пинеге или Лешуконье, как все думают, но и в других районах, в Вельске еще и хлестали себя…

arh46 17 6 d571b

Выводили ему красну девицу – Алексей и Елена Шептуновы. Фото: Людмила Ашиток

Показали артисты целый спектакль – торг с женихом. Наплели ему с три короба, что нет тут такой красной девицы – превратилась то ли в птицу, то ли в белорыбицу. Потом, глядь, старушку вывели, и пока не откупился – до тех пор свою невесту не увидел. И за нее выкуп положен – на каждый угол «дома» – расстеленного платка, да на крышу, да на трубу… Уж потом, как водится, будет и благословение, и свадьба, и гулянье…

Ключи от счастья

«Бери, чтоб не каяце, жить в любви да не маяце». Это про обычаи заморские и нашенские. От белого платья, которое в России, переняв от французской моды, ввели в восемнадцатом веке, вряд ли можно сегодня уговорить невесту отказаться.

– А ведь это саван! Хорошо, хоть булавку-оберег под подол подкалывают, – переживает Тамара Антоновна, – наш-то цвет красный, еще в синяках – синих сарафанах – выдавали. Но вот фата – только для девицы, иначе грех на несколько поколений. Молодую на руках в сани или карету сажали, а так она крепко на ногах должна стоять, говаривали – «иначе дети седунами будут». И через порог дома молодожены должны вместе переступать с пятки на носок правой ногой или даже перепрыгивать разом. Но самая ужасная вещь – вешать у моста замок и ключ от него выбрасывать – свое счастье! «Ключи потерять – хлеба не видать!» И потом ваш замок еще и спилят.

В северной традиции есть обряд с замком, но совсем другой. Почитайте.

Перелистала книгу, нашла: перед тем как молодые входили в дом, пожилая родственница, долго прожившая с мужем, клала под порог открытый замок. Когда они его переступят, бабушка закрывала замок, а ключ бросала не куда-нибудь, а в семейный колодец, замок же прятали в тайный угол. И сегодня при разборке старых домов находятся в закутках чердаков такие обереги.

Где бьется, там хорошо живется

Из других интересностей, показывающих, что действительно все имеет значение. Некоторые молодожены первую брачную ночь не соблюдали, «а то овцы в хозяйстве водиться не будут».

Наутро под их дверью били горшки: «где бьется, там хорошо живется». А когда первый раз вместе в бане мылись, молодая надевала нестираное белье мужа, чтобы они «вместе слиплись навек».

В деревне Треть Коношского района от 92-летней бабы Нюры записала Тамара Левачева такую историю. Та расплела свои черные, совсем не поседевшие волосы и показала два шнурка: «Соткала косные ниточки с первого острига овцы – еретинки на славу. Как вышли из церкви, крестная вплела их в две мои косы – и по сей день хожу. И с Иваном пятьдесят лет ладом прожили, с двух войн вернулся. А подружка абы как скрутила, после второй бани порвались, так муж у нее еще в Первую мировую сгинул».

Свои обычаи и за свадебным столом. Бывало по несколько перемен – и каждое блюдо выносили с песнями и присказками. Принято было хвалить молодую, а та подносила хвалителю стопку. Дарили гостям специальные пирожки или хворост, которые они в платочках уносили домой и прятали за божницу. Кто заболеет или корову на первый выпас гонят – по кусочку давали съесть. Были еще пироги-погонялки, намек на скорое окончание пира: тонкий слой теста и толстый – ягод. В книге целая подборка свадебной выпечки – рыбники, колобки, сочни, калитки…

arh46 17 8 2419e

На презентации. Фото: Людмила Ашиток

Пирогами и гостей презентации «Сугревушка» потчевала. Ну это уже после, как напелись – «Вьюн над водой расстилается, жених у ворот дожидается», «Отставала лебедушка прочь от стада лебединого, приставала лебедушка ко тому стаду да ко серым гусям…» Их ноты тоже есть в новом красочном издании с фотографиями, ценными воспоминаниями о том, как справляли свадьбы на родной стороне. Кто собрался жениться? Может пригодиться.

Книгу «Ах эта свадьба» можно пока купить только у автора, которая выражает благодарность за ее издание Надежде Романовой и Евгении Тиглевой.

«Ах эта свадьба. Обряды. Традиции»

За крепкую семью!

– Давно уже надо было ее выпустить, да средств не находилось, – заметила Тамара Антоновна, – хотя материал, собранный в экспедициях по Архангельской области, конечно, не устарел. Настоящие русские свадьбы справляли, пожалуй, в начале 60-х.

В их обрядах важно все – каждый жест и слово имеют значение. Сейчас же зачастую расписались, не зная роду-племени друг друга, и пошли гулять: «Валя выпивает, Кате наливает». Да и обычаи ввели не наши, заморские. Потому я попыталась на этнографическом материале показать, как можно и нужно применять его в современной свадьбе, чтобы она прошла в северной традиции и запомнилась, а семья крепкая – без ссор и разводов – образовалась.

Именно так выдавали замуж да женили своих «сугревушек» в коллективе. Первая свадьба – Игоря и Нины Воюшиных, они уже и серебряную отметили. А на презентации показали фрагменты обряда с другой парой – Алексеем и Еленой Шептуновыми, которые сочетались законным браком в традиционных северных нарядах. «Выводили ему красну девицу…» Невеста в венце, жемчужные бусы на шее, коротена с вышивкой – загляденье! Жених – в рубахе-косоворотке, жилетке, картузе – ясный сокол, да и только!

Свату – репу?

Сватовство, девичник и мальчишник, буженье невесты, баня, приезд жениха… и так до свадебного стола. Со сватом та еще история. В книге ярко описана и на встрече смешно обыграна. Как идти в дом невесты, да спиной ненароком ворота не открыть, как с прибаутками сосватать… Не удастся, так свату репу или поварешку вручат (это на югах гарбуз подносят, а у нас предлагают самому щи хлебать), в саже вымажут, на бороне по деревне прокатят. Впрочем, и в удачном случае над сватом принято было подшучивать на свадьбе, например среди песни или пляски ущипнуть, а лучше – поцеловать в знак благодарности.

Особый разговор – плач невесты, причем он был принят, говорит Тамара Левачева, не только в Пинеге или Лешуконье, как все думают, но и в других районах, в Вельске еще и хлестали себя…

arh46 17 6 d571b

Выводили ему красну девицу – Алексей и Елена Шептуновы. Фото: Людмила Ашиток

Показали артисты целый спектакль – торг с женихом. Наплели ему с три короба, что нет тут такой красной девицы – превратилась то ли в птицу, то ли в белорыбицу. Потом, глядь, старушку вывели, и пока не откупился – до тех пор свою невесту не увидел. И за нее выкуп положен – на каждый угол «дома» – расстеленного платка, да на крышу, да на трубу… Уж потом, как водится, будет и благословение, и свадьба, и гулянье…

Ключи от счастья

«Бери, чтоб не каяце, жить в любви да не маяце». Это про обычаи заморские и нашенские. От белого платья, которое в России, переняв от французской моды, ввели в восемнадцатом веке, вряд ли можно сегодня уговорить невесту отказаться.

– А ведь это саван! Хорошо, хоть булавку-оберег под подол подкалывают, – переживает Тамара Антоновна, – наш-то цвет красный, еще в синяках – синих сарафанах – выдавали. Но вот фата – только для девицы, иначе грех на несколько поколений. Молодую на руках в сани или карету сажали, а так она крепко на ногах должна стоять, говаривали – «иначе дети седунами будут». И через порог дома молодожены должны вместе переступать с пятки на носок правой ногой или даже перепрыгивать разом. Но самая ужасная вещь – вешать у моста замок и ключ от него выбрасывать – свое счастье! «Ключи потерять – хлеба не видать!» И потом ваш замок еще и спилят.

В северной традиции есть обряд с замком, но совсем другой. Почитайте.

Перелистала книгу, нашла: перед тем как молодые входили в дом, пожилая родственница, долго прожившая с мужем, клала под порог открытый замок. Когда они его переступят, бабушка закрывала замок, а ключ бросала не куда-нибудь, а в семейный колодец, замок же прятали в тайный угол. И сегодня при разборке старых домов находятся в закутках чердаков такие обереги.

Где бьется, там хорошо живется

Из других интересностей, показывающих, что действительно все имеет значение. Некоторые молодожены первую брачную ночь не соблюдали, «а то овцы в хозяйстве водиться не будут».

Наутро под их дверью били горшки: «где бьется, там хорошо живется». А когда первый раз вместе в бане мылись, молодая надевала нестираное белье мужа, чтобы они «вместе слиплись навек».

В деревне Треть Коношского района от 92-летней бабы Нюры записала Тамара Левачева такую историю. Та расплела свои черные, совсем не поседевшие волосы и показала два шнурка: «Соткала косные ниточки с первого острига овцы – еретинки на славу. Как вышли из церкви, крестная вплела их в две мои косы – и по сей день хожу. И с Иваном пятьдесят лет ладом прожили, с двух войн вернулся. А подружка абы как скрутила, после второй бани порвались, так муж у нее еще в Первую мировую сгинул».

Свои обычаи и за свадебным столом. Бывало по несколько перемен – и каждое блюдо выносили с песнями и присказками. Принято было хвалить молодую, а та подносила хвалителю стопку. Дарили гостям специальные пирожки или хворост, которые они в платочках уносили домой и прятали за божницу. Кто заболеет или корову на первый выпас гонят – по кусочку давали съесть. Были еще пироги-погонялки, намек на скорое окончание пира: тонкий слой теста и толстый – ягод. В книге целая подборка свадебной выпечки – рыбники, колобки, сочни, калитки…

arh46 17 8 2419e

На презентации. Фото: Людмила Ашиток

Пирогами и гостей презентации «Сугревушка» потчевала. Ну это уже после, как напелись – «Вьюн над водой расстилается, жених у ворот дожидается», «Отставала лебедушка прочь от стада лебединого, приставала лебедушка ко тому стаду да ко серым гусям…» Их ноты тоже есть в новом красочном издании с фотографиями, ценными воспоминаниями о том, как справляли свадьбы на родной стороне. Кто собрался жениться? Может пригодиться.

Книгу «Ах эта свадьба» можно пока купить только у автора, которая выражает благодарность за ее издание Надежде Романовой и Евгении Тиглевой.

Поделиться
24902